New York Times: Чувствуя экономическое давление, Казахстан предпринял неожиданную акцию

Решение Национального банка РК удивило финансовые рынки, которые оказались озадаченными жестокостью девальвации

Газета New York Times опубликовала статью Стэнли Рида под названием «Feeling Economic Pressure, Kazakhstan Takes Sudden Action» — «Чувствуя экономическое давление, Казахстан предпринял неожиданную акцию».

В ней говорится так: «Казахстан присоединился к растущему списку стран с развивающейся экономикой, оказавшихся под давлением, поскольку его центральный банк во вторник пошел на девальвацию тенге, национальной валюты страны.

Оценив итоги резкого снижения валют на таких рынках, как Турция и Украина, Национальный банк Казахстана решил действовать на опережение, обесценив тенге примерно на 20 процентов по отношению к доллару. Но объявление удивило финансовые рынки, которые оказались озадаченными жестокостью девальвации.

Чувствуя экономическое давление, Казахстан предпринял неожиданную акцию

«Они решили двигаться вместе с валютами других развивающихся экономик, чтобы не противостоять давлению по всему миру», — сказал Владимир Тихомиров, главный экономист «Открытия», фирмы по оказанию финансовых услуг в Москве.

Экономика Казахстана сталкивается со встречными ветрами, что представляется обычным делом на развивающихся рынках сегодня.

Как и другие крупные производители нефти и газа, страна выглядит все более уязвимой, поскольку цены на сырьевые товары стабилизировались, или даже снизились за последние годы, в то время как импорт, подстегиваемый растущим внутренним потреблением, продолжает расти.

Экономика, которая увеличилась на 6 процентов в прошлом году, «была задействована на полную мощность», — написал во вторник в аналитической записке Иван Чакаров, базирующийся в Москве аналитик из Citigroup.

Но он добавил, что ухудшение торгового баланса нанесло урон валютным запасам. Защита тенге также оборачивалась выкачиванием золотовалютных резервов центрального банка, которые, судя по данным из аналитической записки господина Чакарова, сократились примерно на $11 миллиардов и снизились до $25 миллиардов в течение последних двух лет.

В связи с тем, что бум спроса на сырьевые товары подходит к концу, «должно быть неудивительно то, что экономике приходится приспосабливаться», — сказала Рейчел Зимба, аналитик из Roubini Global Economics, которая специализируется на странах-экспортерах нефти.

Власти также держали местную валюту в ежовых рукавицах, что открыло путь к формированию спекулятивного давления. Господин Тихомиров заявил, что банк был встревожен тем, что спекулянты, включая людей в России, активизировали продажу казахской валюты против доллара. И Россия позволяет рублю обесцениваться, оставляя тенге в еще менее защищенном состоянии».

Хотя девальвация подстегнет инфляцию, которая в настоящее время складывается примерно на уровне 6 процентов в годовом выражении, большинство экономистов считает, что РК находится в лучшей форме, чем многие другие схожие с ним страны, в плане способности противостоять давлению на развивающихся рынках.

Вместе с тем у Казахстана, по словам Стэнли Рида, имеется один существенный недостаток: высокий уровень долга и банковских кредитов, которые оказываются в состоянии дефолта или близки к этому. И это представляет собой наследие финансового кризиса 2008-2009 годов. Рейтинговое агентство Fitch заявляет, что по состоянию на сентябрь 41 процентов банковских заимствований были в иностранной валюте, и девальвация может придать дополнительный импульс давлению на финансовую систему.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.