Global Times: Усилия по продвижению Евразийского союза столкнулись с неотвязными техническими трудностями

Большим недостатком интеграционного процесса с участием Белоруссии, России и Казахстана представляется то, что он развивается слишком быстро

Издание Global Times опубликовало статью под названием «Push for Eurasian union bogged down in persistent technical difficulties» — «Усилия по продвижению Евразийского союза столкнулись с неотвязными техническими трудностями».

В ней говорится так: «Евразийский экономический союз является следующим шагом в интеграции Белоруссии, России и Казахстана, который должен быть запущен в 2015 году.

Усилия по продвижению Евразийского союза столкнулись с неотвязными техническими трудностями

Интеграция трех стран началась с Таможенного союза в 2010 году, затем – с Единого экономического пространство в 2012 году. Но большим недостатком этого процесса представляется то, что он развивается слишком быстро. Без решения проблем очередного уровня интеграции Белоруссия, Россия и Казахстан объявляли следующий уровень.

Таможенный союз предполагает устранение тарифных и нетарифных барьеров в торговле, унификацию внешнеторговых процедур и пошлин, а также удаление внутреннего пограничного контроля. Но серьезные противоречия сохраняются.

Например, Белоруссия платит экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. Такое обязательство стоит Белоруссии от $2 млрд. до $3 млрд. в год. Это — большие деньги для страны, у которой имеются проблемы с платежным балансом. И Белоруссия рассчитывает на ликвидацию этих налогов после 2015 года.

Единое экономическое пространство предусматривало движение товаров, услуг, средств и миграцию работников. Прямо сейчас имеется в наличии только свобода в перемещении товаров, и даже здесь есть большие исключения.

Сегодня существует много исключений и ограничений во взаимной торговле. Наиболее проблемными являются алкоголь, табак, медицинские приборы, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили и рыба, по всем этим торговым товарам имеются проблемы, связанные с безопасностью, и такие иные вопросы, как озабоченности относительно низкокачественного алкоголя.

Единый таможенный тариф действовал для трех стран с 2010 года, когда таможенные пошлины на товары, ввозимые на общую территорию Таможенного союза из других стран, были сняты.

После российского вхождения в ВТО в 2012 году эти общие тарифы были пересмотрены, но Белоруссия проиграла, будучи вынужденной принять условия ВТО, не получая последующих преимуществ для своих собственных товаров на рынках ВТО».

С такими же проблемами столкнулся и Казахстан. Однако нашей стране, чей экспорт на 70 процентов состоит из нефти, то, что она все еще не состоит в ВТО, особых проблем в осуществлении внешнеторговой деятельности, надо полагать, не доставляет. Но, вместе с тем, пересмотр общих тарифов экономике Казахстана также ничего, кроме лишних хлопот и трудностей, не принес. Так складывается ситуация, хотя в 2009 году, когда уже было принято решение о создании Таможенного союза, вновь и вновь делались заявления о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан начнут совместный переговорный процесс по присоединению к Всемирной торговой организации. После того, как официальная Москва для себя этот вопрос решила, у Астаны и Минска проблем прибавилось.

Первым серьезным испытанием для Таможенного союза стали трудности на пути совместного и согласованного вступления трех стран в ВТО. Выдержать ее с честью не удалось. А в результате пришлось пересматривать принятый всего лишь двумя годами ранее Единый таможенный тариф. Вследствие этого в проигрыше оказались Белоруссия и Казахстан, еще никак не могущие попасть в ВТО. Это, естественно, не прибавляют хороших эмоций Минску и Астане.

Теперь, вот, пошел разнобой, который эксперты, не мудрствуя лукаво, называют валютной войной в рамках Таможенного союза. Что при таком ходе развития событий получится из Евразийского экономического союза, который планируется сформировать к 2015 году, — остается только догадываться.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.