New York Times: Москва добивается от Астаны присоединения к Евразийскому союзу, а она, кажется, не горит желанием сделать это

Казахстан втягивается в роль сырьевого придатка промышленно более развитых постсоветских стран, и речь идет об отношениях типа «индустриальная метрополия – сырьевая колония»

Газета New York Times опубликовала переданную из Брюсселя статью Пола Тейлора под названием «Hard and Soft Power Both Frustrated in Ukraine».

В ее вступительной части говорится о том, что, «когда Виктория Нуланд, помощница американского госсекретаря, попалась при ведении разговора по незащищенной телефонной линии на использовании бранного слова для пренебрежительного оценивания политики Европейского союза по Украине, выявился факт того, что ни Вашингтон, ни Брюссель не располагает какой-то такой стратегией». Имеется в виду стратегия по тому, как справится с кризисом в этой бывшей советской республике.

Москва добивается от Астаны присоединения к Евразийскому союзу

Несколько далее в статье утверждается следующее: «Между тем Москва добивается от Казахстана и Узбекистана присоединения к ее эксклюзивному торговому блоку «Евразийский союз», который, Европа и Китай предупреждают, окажется несовместимым с глобальными правилами торговли. Ни одна из этих двух стран, кажется, не горит желанием сделать это».

Оно, видимо, и должно быть понятно. У Казахстана, как и у Узбекистана, стремительно увеличивается объем товарооборота с Китаем. Двусторонняя казахстанско-китайская торговля в 2013 году выросла до 28,6 миллиардов долларов США, а двусторонняя узбекско-китайская торговля превысила 4 миллиарда долларов США, что означает рост, соответственно, на 11,3 процента и 58,3 процента.

Другими словами, на Китай приходится 22,7 процента внешнеторгового оборота Казахстана. А на Россию (где-то 25 миллиардов долларов) – около 20 процентов.

Что же касается объединенной Европы или Европейского Союза, на него приходится 40 процентов внешнеторгового оборота нашей страны.

Получается же такой расклад: первый и второй крупнейшие торговые партнеры Казахстана (Китай и Евросоюз) опасаются того, что его втягивание в «эксклюзивный торговый блок «Евразийский союз» во главе с Россией, третьим крупнейшим торговым партнером РК, обернется, так или иначе, ударом по их экономическим связям с нашей страной. Если сказать иначе, выходит, что россияне в этом случае приобретают себе режим наибольшего благоприятствования и конкурентное преимущество против китайцев и европейцев.

А что же в такой ситуации должен получить или уже, можно сказать, получает сам Казахстан?

В 2013 году объем внешней торговли Казахстана, несмотря на то, что его товарооборот с Китаем увеличился на 11,3 процента, уменьшился на 1,1 процента по сравнению с аналогичным показателем 2012 года. При этом экспорт как таковой сократился (-4,6 процента), а импорт вырос (+5,4% процента).

Значительную лепту тому, чтобы внешнеторговый баланс РК сложился отрицательным, вносят другие страны Таможенного союза, который-то вскоре должен быть преобразован в Евразийский союз. Казахстанский экспорт в Россию и Белоруссию составил $5,864 млрд. (-5,9%), а импорт оттуда — $18,367 млрд. (+4%).

То есть выходит, что Казахстан втягивается в роль сырьевого придатка промышленно более развитых постсоветских стран — России и Белоруссии. В принципе речь, видимо, идет о формировании модели отношений типа «индустриальная метрополия – сырьевая колония» с поправкой на реальность нынешнего времени.

Индия в свое время потому-то и называлась «самым дорогим бриллиантом в короне британской империи», что производители других развитых государств того времени типа Франции, Германии или США ввозить туда беспошлинно свои товары не могли, зато такое преимущество имели фабриканты Великобритании. В аналогичном положении сейчас постепенно оказывается в отношении России и Белоруссии Казахстан.

Мы тут, разумеется, не собираемся утверждать, что у нашей страны в ее торговле с Китаем и Европейским Союзом позиция иная. Там ситуация аналогичная. Наша страна для них тоже поставщик сырья и покупатель их готовой продукции. Но они-то в этом случае не требуют себе особых преференций. Для них достаточно следования «глобальным правилам торговли». И потом Китай с Европейским Союзом производят в основном такую готовую продукцию, которую они в состоянии продавать по всему миру. А Россия и, тем более, Белоруссия в этом смысле, честно сказать, являются не столь конкурентоспособными. Поэтому им Казахстан, отличающийся богатой природными ресурсами страной и мало что производящей из готовой продукции, кроме пищевых продуктов, в качестве партнера по единому таможенному пространству, отгороженного от остального мира пошлинами и прочими торговыми преградами, как нельзя лучше подходит.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.