Алматы. 3 марта. КазТАГ – Мадина Алимханова. За неоплачиваемое участие в международном проекте по глобальному изучению климата налоговый департамент Алматы взыскивает с казахстанского ученого почти 4 млн тенге.
С 2005 по 2008 год ученый Анвар Мамилов был участником международного проекта по глобальному изучению климата, проводимого Национальной администрацией океана и атмосферы США (NOAA) – американским правительственным НИИ. За эти годы казахстанскому ученому было перечислено 2 760 444 тенге. Это были деньги на проведение научных исследований, что подтверждается выпиской из банка и официальным письмом из США.
Однако налоговый департамент Алматы посчитал, что перечисленная из США сумма составляет более 12 млн тенге и является доходом ученого, а значит, он должен заплатить налог в размере 1 807 552 тенге и еще пеню – 1 184 932 тенге. Итого 2 992 484 тенге. А в настоящий момент за счет пени сумма возросла до 3 787 435 тенге.
При этом объяснить А. Мамилову, откуда взялась такая сумма, и предоставить документы, на основании которых были произведены расчеты, в налоговом департаменте не могут с 2011 года. Согласно официальному документу налогового департамента, лишние почти Т10 млн А. Мамилову насчитали… в комитете национальной безопасности Казахстана, и все материалы налоговой проверки находятся там же.
Вредный климат казахстанских степей
“Доктор Анвар Мамилов был контактором NOAA с 2005 года как часть нашей совместной глобальной работы по образцам воздуха. Доктор Мамилов отбирал образцы воздуха, которые отправлялись обратно в лабораторию NOAA в г. Боулдер (штат Колорадо) для определения содержания парниковых газов (СО2, СН4, N20, SF6) и других газов, вовлеченных в глобальный цикл углерода и глобальные климатические изменения. Работа NOAA — это часть более крупного проекта глобального атмосферного слежения от Всемирной метеорологической организации (ВМО) и также системы глобальных климатических наблюдений. Вся работа, которую доктор Мамилов проводил для NOAA, была исключительно связана с этим проектом по образцам воздуха”.
Так говорится в официальном письме NOAA за подписью директора лаборатории исследования земной поверхности Томаса Конвея. (Аналогичное письмо было выдано посольством США в РК за подписью торгового атташе Дженнифер Кейн).
Там же говорится, что деятельность NOAA – некоммерческая, и доходов с нее А. Мамилов не получал.
“Глобальный проект NOAA по образцам воздуха — это чисто научная, некоммерческая деятельность. Прилагаемые документы показывают природу взаимоотношений NOAA с доктором Мамиловым. Оплата доктору Мамилову была для того, чтобы компенсировать все его расходы, связанные с отбором образцов, и расходы на проезд, поскольку данная работа проводилась в удаленных от города местах”, — подчеркивается в письме.
Удаленные от города места – это сотни километров от Алматы, горы и пустыни, куда А. Мамилов ездил дважды в неделю в любую погоду, чтобы отбирать пробы воздуха. Во время одной из таких поездок его задержали сотрудники КНБ. А. Мамилова заподозрили в подделке письма от USAID (еще одной правительственной организации США) в администрацию одного из национальных парков с целью получения пропуска для въезда на территорию этого парка. Было даже возбуждено уголовное дело.
“Да, уголовное дело было возбуждено. Но оно было закрыто за отсутствием состава преступления”, — говорит А. Мамилов.
При этом никаких претензий к сотрудникам правоохранительных органов у него нет.
“Я все понимаю. Это же серьезные вопросы – безопасность страны, безопасность наших граждан. Сотрудники КНБ просто делали свою работу. Какие тут могут быть претензии? Я все объяснил, предоставил все документы, которые сотрудники КНБ изучили самым тщательным образом. И они убедились, что я не жулик, не мошенник, что проект по изучению климата не угрожает безопасности страны и нашим согражданам. Наоборот, эти исследования помогут избежать многих экологических проблем не только в Казахстане, но и в мире. Даже в Конституции у нас написано “государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека”, — сообщил А. Мамилов.
Действительно, 3 марта 2010 года на имя адвоката, представлявшего тогда интересы А. Мамилова, было направлено письмо за подписью и. о. начальника управления прокуратуры Алматы М. Сламбекова.
В письме написано: “Сообщаем, что 05.01.2010 г. СУ ДКНБ РК по г. Алматы уголовное преследование в отношении Мамилова А. Ш. по признакам преступления, предусмотренного ст. 325 ч. 3 УК РК, прекращено на основании ст. 37 ч. 1 п. 2 УПК РК”. Звучит эта ст. 37 ч. 1 п. 2 так: “Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления”.
Однако налоговый департамент Алматы даже спустя год продолжал ссылаться на то, что лишние Т10 млн А. Мамилову насчитали именно сотрудники ДКНБ Алматы. В возражении на исковое заявление Мамилова А. Ш. об обжаловании действий налогового органа от 18 января 2011 года за подписью представителя департамента по доверенности Б. Кауменова прямо так и сказано:
“Департаментом было получено письмо ДКНБ по г. Алматы от 01.09.2009 г. за №9/2265, где указано о расследовании уголовного дела в отношении Мамилова А. Ш. по ст. 325 ч. 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан. При этом информация о поступлении денежных средств на счета Мамилова А. Ш. была предоставлена ДКНБ по г. Алматы”.
По словам адвоката Фариды Исмаиловой, сотрудники городского налогового департамента на КНБ ссылаются до сих пор. “Мы в суд обратились, чтобы нам предоставили этот материал (налоговой проверки — КазТАГ). Сейчас они говорят, что эти бумаги все находятся в КНБ”, — сообщила адвокат.
Есть только акт, за него и держись
7 апреля 2010 года главным специалистом налогового департамента по г. Алматы Л. Акегожаевой был составлен акт №216 документальной налоговой проверки, но ни А. Мамилов, ни его адвокаты, ни суды, ни прокуроры не видели даже копий этих материалов.
Хотя заместитель начальника налогового департамента Султанбек Матчанов обещал лично проконтролировать, чтобы А. Мамилову эти документы были предоставлены.
“Он сказал: “Пишите заявление прямо на мое имя, чтобы вам предоставили документы, которые послужили основанием для проверки, что вам нужен первичный материал”. И еще сказал: “Я сам проконтролирую, чтобы этот материал вам был предоставлен”, — сообщила агентству КазТАГ адвокат Ф. Исмаилова.
Каким образом заместитель начальника налогового департамента собирался проконтролировать предоставление документов, по словам его же подчиненных, находящихся в КНБ, выяснить пока не удалось. Возможно, в КНБ смогут прояснить такую систему контроля выдачи документов.
Но обещание С. Матчанова в любом случае заслуживает уважения. И полностью подтверждает его слова, сказанные корреспонденту КазТАГ: “Любой государственный служащий, не то, что согласен с Конституцией, обязан ей подчиняться”.
А ст. 18 п. 3 Конституции РК гласит: “Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации”.
Либо кто-то считает, что материалы налоговой проверки, согласно которой А. Мамилов должен по решению налоговой выплатить сумму, превышающую его месячную заработную плату в 100 раз, не затрагивают его интересов, либо в природе существуют разные версии Конституции, так же, как и разные версии выписок из одного и того же Казкома по одному и тому же счету.
В акте налоговой проверки Л. Акегожаевой указано: “Согласно полученной выписке из банка о движении денежных средств по банковским счетам на счет Мамилова А. Ш. за проверяемый период поступило из США денежных средств на общую сумму 12 094 322 тенге… Доказательства: выписка банка о движении денежных средств Алматинский городской филиал АО “Казкоммерцбанк”.
При этом в выписке, предоставленной тем же самым АО “Казкоммерцбанк”, которая имеется на руках у А. Мамилова, написано, что на его счет за тот же самый период, что и в акте налоговой, поступили денежные средства в размере 22 564,04 доллара США (эквивалент 2 760 444,28 тенге).
Не могло же такое быть, чтобы банком выдавались разные выписки. Это бы означало либо то, что в банке разрешается фальсификация выписок, либо что через банк можно провести тысячи долларов и нигде это не зафиксировать, либо что в банке просто не знают арифметику и не умеют считать. Раз такое в принципе невозможно, то выписке, которую А. Мамилов неоднократно представлял и налоговому департаменту, и в суды разных инстанций, и в прочие надзорные органы, должны верить.
А раз так, то откуда взялась ссылка на неведомую выписку в акте налоговой проверки Л. Акегожаевой, и куда так таинственно исчез этот документ? Более того, даже если ДКНБ истребовал эту выписку вместе с остальными документами налоговой проверки вместе со всеми копиями и так и не вернул налоговому департаменту, то что могло помешать за столько лет хоть раз запросить эту выписку повторно?
Кстати, даже прокуратура не смогла добиться от налоговиков этого загадочного документа. 13 января 2014 года заместитель прокурора Алмалинского района А. Карим направил начальнику налогового департамента Алматы Б. Карымсакову следующее письмо:
“Для рассмотрения по существу и принятия соответствующих мер направляется обращение Мамилова А. Ш. Необходимо тщательно проверить доводы, указанные в обращении, в случае выявления нарушений принять соответствующие меры. О результатах рассмотрения сообщить автору обращения в установленный законом срок и информировать прокуратуру Алмалинского района к 22.01.2014 г.”. Ни А. Мамилов, ни А. Карим по сей день ответа так и не получили.
Молчание – золото, но не при беседе с прессой
Прокомментировать эту ситуацию замначальника налогового департамента Алматы Султанбек Матчанов отказался.
На вопрос о том, на каком основании ученому отказывают в праве “ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами”, он ответил: “Вы корреспондент или адвокат? Комментарий вы не можете получить, если вы корреспондент, потому что существует понятие налоговой тайны по кодексу налоговому, и без разрешения налогоплательщика, без его письменного разрешения, никому не могут быть представлены никакие сведения по его какой-либо деятельности. Я не могу вам предоставить ни документы, ни информацию никакую вам не могу предоставить относительно конкретного налогоплательщика”.
Напомним, вопрос касался не налоговой тайны А. Мамилова, а действующего законодательства, на основании которого действуют сотрудники налогового департамента Алматы. Однако из слов С. Матчанова следует, что либо разглашать названия и номера нормативно-правовых актов запрещает Налоговый кодекс, либо действующее законодательство, соблюдать которое обязаны все граждане Казахстана, составляет налоговую тайну конкретного налогоплательщика:
“В рамках только статьи 557 Налогового кодекса, где разрешается вам предоставить сумму налоговой задолженности по конкретному налогоплательщику, фамилию, имя, отчество я могу вам предоставить, его ИИН – индивидуальный идентификационный номер могу я предоставить. Не более. Там есть перечень”.
Трудно не согласиться с господином Матчановым о том, что корреспондент в своей работе должен руководствоваться, прежде всего, налоговым кодексом.
“То есть вы можете задавать вопросы в соответствии с законом о СМИ, только в рамках законодательства, которое это позволяет. А налоговый кодекс по иерархии выше, чем ваш закон о СМИ. Поэтому вы обязаны его придерживаться”, — заявил С. Матчанов.
Действительно в ст. 557 НК РК подробно описано, какие сведения составляют налоговую тайну и кому и в каких случаях они могут быть разглашены. Однако пункта “не подлежат разглашению нормативно-правовые акты, на основании которых лицу может быть отказано в ознакомлении с документами, затрагивающими его интересы” там нет.
Зато есть пункт 6: “Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан”. Так где же все-таки выписка из АО “Казкоммерцбанк”, указанная в акте №216 в качестве доказательства? Можно не отвечать на этот вопрос корреспонденту, на имя которого А. Мамилов выдал письменное разрешение на ознакомление с его налоговыми тайнами (входящий номер в НДА — 5046). Но хотя бы прокуратуре это можно сообщить? Вроде ст. 557 этого не запрещает.
Кстати, Налоговый кодекс не запрещает руководству налогового департамента общаться с адвокатами налогоплательщиков и раскрывать сведения, составляющие налоговую тайну при наличии разрешения налогоплательщика. А по словам адвоката Ф. Исмаиловой, на деле-то получается совсем по-другому!
“Я ходила к Матчанову как адвокат Мамилова, показывала доверенность. Он (С. Матчанов — КазТАГ) говорит: “Ваша доверенность мне не нужна, то, что вы юрист, мне этого достаточно. Я даже разговаривать не буду, и объяснять ничего не буду”. Все, весь его разговор. Никаких документов не предоставил”, — сообщила адвокат.
Слепая Фемида на поводу налоговиков
В надежде на то, что хотя бы суду налоговый департамент Алматы решится разгласить, каким образом вместо 2 760 444 тенге специалист Л. Акегожаева насчитала 12 094 322 тенге, А. Мамилов обратился в суд. Однако судья Алмалинского районного суда №2 Д. Тлеубаев посчитал доводы представителя налогового департамента о том, что акт налоговой проверки вещь вполне самодостаточная, а значит, никаких дополнительных доказательств, в том числе выписки из банка, подтверждающей налоговые нарушения, совсем не требуется. А знакомиться с этими материалами А. Мамилову совсем не обязательно. Есть же акт. Так ли важно, откуда там взялись цифры?
Тем более что, как и в большинстве инстанций, А. Мамилову заявили, что раз он признал факт получения денег из США, то значит, признал и свою вину. При этом полученная сумма и цели, на которые из США были переведены средства, опять же оказались недостойными внимания.
“Доводы Мамилова А. Ш. о том, что он не получал денежных средств, являются необоснованными, так как факт получения денежных средств он сам признал и указал, что поступившие денежные средства являлись производственными затратами Национальной администрации океана и атмосферы”, — говорится в решении суда.
“Я им говорил, что я не получал 12 миллионов! А то, что мне на исследования было перечислено 2 млн 760 тыс. тенге, я же не отрицал. Как я мог это отрицать? А они говорят, вот раз не отрицал, значит, признал, что все получил”, — пояснил А. Мамилов.
Удивительно, что отсутствие каких-либо доказательств со стороны налоговиков и непредоставление А. Мамилову материалов налоговой проверки не смутило ни судью Бостандыкского районного суда Алматы Т. Черныш, ни судью Алматинского городского суда Е. Бегежанову, рассматривавшую апелляцию, ни кассационную коллегию того же горсуда в составе председательствующего судьи Е. Арипова и судей Т. Набиева и Р. Досмуханбетовой. Ни даже судей надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда РК Р. Мамырбаева, Б. Ахметова, Г. Макажанову, которые вслед за представителем налогового департамента Алматы по доверенности Б. Кауменовым слово в слово ссылаются на КНБ и на уголовное дело, закрытое за отсутствием состава преступления более чем за два года до этого:
“Судом установлено, что налоговая проверка заявителя проведена на основании письма департамента КНБ города Алматы от 1 сентября 2009 года № 9/2265 в рамках уголовного дела в отношении Мамилова А. Ш. по части 3 статьи 325 УК (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных наград)”. И на ту же банковскую выписку, которая так и не была представлена налоговиками ни в одном суде, не была рассмотрена на заседаниях и не фигурирует в материалах дела ни в одной судебной инстанции: “Согласно банковской выписке о движении денежных средств по банковским счетам Алматинского городского филиала АО “Казкоммерцбанк” на счет Мамилова А. Ш. за период с 2004 года по 2008 год из США были перечислены денежные средства в сумме 12 094 322 тенге”.
Как судьи такой высокой квалификации могли выносить решения без наличия столь важного доказательства? Впрочем, сейчас у служителей Фемиды есть еще один шанс все же убедиться, что доказательство, на которое ссылается налоговый департамент Алматы, все же существует в природе. А. Мамилов обратился в Алмалинский районный суд №2 Алматы с заявлением о том, чтобы налоговиков обязали этот документ предоставить. Дело рассматривает судья А. Боранбаев. Судебное разбирательство начнется сегодня. Возможно, судья согласится вызвать представителей ДКНБ Алматы в качестве третьей стороны, и они смогут разъяснить суду, а заодно А. Мамилову и его адвокату Ф. Исмаиловой, куда исчезла выписка из банка и почему налоговики были против участия сотрудников КНБ в судебном процессе.
“Я говорю, давайте вызовем КНБ в качестве третьего лица. Прокурор не возражал. Налоговая возражала. Судья оставил вопрос открытым”, — сообщила агентству КазТАГ Ф. Исмаилова.
А тем временем, по словам А. Мамилова, этой историей заинтересовались американские СМИ. Отношение США к работе своих государственных институтов, особенно при проведении крупных международных проектов, непосредственно влияющих на престиж американской науки, очень трепетное. Как и к соблюдению прав человека. И в случае, если история А. Мамилова попадет на страницы американских газет, Казахстан в данном случае будет выглядеть далеко не в лучшем свете.
Но вот что по этому поводу думает заместитель начальника налогового департамента Алматы С. Матчанов: “Я вам так на этот вопрос отвечу: СМИ, тем более зарубежные, могут имидж формировать любой, какой им удобен там. А я исхожу из фактов (из той выписки из АО “Казкоммерцбанк”, которая якобы находится в КНБ и нигде не была представлена? — КазТАГ). И я думаю, если вы добросовестный работник СМИ, вы тоже должны исходить только из фактов. Любой образ, в том числе и не соответствующий действительности, СМИ может сформировать. И у любого человека есть право, в том числе у государственного органа, опротестовать этот сформированный образ, если он сформирован некорректно или без доказательств. Я очень рад за вас, если у вас все есть (доказательства — КазТАГ). Вот у меня до сих пор доказательств нету”.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.