Дипломаты Запада в свое время предупреждали о возможности ввода Россией своих войск на Украину и в Казахстан под предлогом защиты тамошних русских людей

Касательно Украины такие прогнозы, судя по сообщениям, подтверждаются. Но оправдаются ли они в отношении Казахстана?!

Говорят, что дипломатам язык дается для того, чтобы скрывать мысли. Но это, видимо, не касается тех из них, кто ушел в отставку. И тогда, когда отставные послы могут позволить себе говорить откровенно и делают это, к их словам, оказывается, стоит прислушиваться. В подтверждение этого вывода нам сейчас хочется привести такой пример. Спустя несколько месяцев после августовской российско-грузинской войны 2008 года, 6 января 2009 года в газете New York Times появилась статья под названием «Russia's next flash point — The New York Times».

Если Киев вызовет неудовольствие Москвы, российские вооруженные силы также могли бы придвинуться с тем, чтобы «защитить» украинский трубопровод в Европу

Ее авторами были директор Института кавказской политики при лондонском Кингc-колледже и бывший посол Еврокомиссии в Грузии Денис Корбой, бывший посол США в Казахстане и Грузии Уильям Кортни и бывший посол США в Белоруссии и Грузии Кеннет Яловиц.

В статье, прежде всего, говорилось о ситуации, в которой Грузия оказалась вследствие августовской войны 2008 года. То есть – о том, что уже к тому времени случилось. Далее речь там велась о том, что может случиться с другими соседями Российской Федерации. Авторы писали в частности так: «Если Киев вызовет неудовольствие Москвы, российские вооруженные силы также могли бы придвинуться с тем, чтобы «защитить» украинский трубопровод в Европу. Более того, оспаривать правовой статус Крыма, раздавая паспорта тамошним этническим русским и требуя сохранения своей военно-морской базы в Севастополе и после 2017 года, когда истекает срок аренды. Москва, как кажется, разрабатывает поводы для интервенции.

Другие потенциальные взрывоопасные точки также не стоит упускать из виду. Миллионы русских живут в Казахстане, который обладает исключительными природными ресурсными богатствами. Лидеры страны всячески стараются не рассердить Москву, но они раздражают Кремль экспортированием части своих энергоносителей через Закавказье…

Использование Россией силы может создать угрозу важным американским и европейским интересам. Достижение ей контроля над каспийскими энергоресурсами подвергнет риску десятки миллиардов долларов западных инвестиций и повысит европейскую энергетическую зависимость от России».

В пору своего появления эта статья в части, касающейся Украины и Казахстана, представлялась во многом как попытка наведения тени на плетень с целью разубеждения тех, не сомневался и не сомневается в позитивной перспективности отношений Украины и Казахстана с Россией. По контексту изложения получалось, что Казахстан является следующей после Грузии и Украины взрывоопасной точкой на постсоветском пространстве в силу возможности потенциальной агрессии в отношении него со стороны России. Авторы считали вполне возможным вторжение российских вооруженных сил на территорию сначала Украины, а потом и Казахстана. Тогда, свыше пяти лет назад, такие умозрительные рассуждения представлялись экзотическими абстракциями.

Сейчас же, когда мы уже стали свидетелями одобрения Советом Федерации РФ решения о введении российских войск на Украину, у многих наблюдателей из постсоветских стран спали розовые очки. И они как бы разом прозрели.

Между тем о том, что вслед за Украиной может действительно настать черед Казахстана, в дальнем зарубежье говорят теперь уже не только политики и дипломаты, но и также признанные западные ученые-эксперты, специализирующиеся по нашей стране. И говорят они уже не в прогнозном, а предупредительном контексте. И их слова звучат весомо на фоне разворачивающихся сейчас на Украине событий. То есть сделанные в начале 2009 года прогнозы известных западных кадровых дипломатов даже в отношении Казахстана перестали казаться маловероятной перспективой. Масла в огонь, так сказать, подлили еще недавние высказывания Жириновского и Лимонова в известном ключе.

Но нельзя не сказать и том, что есть у этого вопроса и другой аспект. Казахстан уже давно находится в ситуации, аналогичной той, в которой пребывала Украина до недавнего времени. Имеется в виду то, что Астана так же, как и Киев при Викторе Януковиче, была вынуждена вести политику балансирования между Москвой и Вашингтоном с Брюсселем. В результате наша страна, состоящая во всех межгосударственных организациях, созданных по инициативе или при ключевой поддержке России и имеющая с ней договор о вечной дружбе, неоднократно оказывалась по другую от нее сторону линии, разделяющей постсоветский Восток и традиционный Запад. Иначе говоря, усилия США и Западной Европы по ослаблению влияния России на Казахстан и, в особенности, на экспортные энергетические транспортные потоки из нашей страны, приносили свои плоды. Всего лишь факт. Как однажды сказал один высокопоставленный представитель внешнеполитического ведомства США в американском Конгрессе, Вашингтон в своих усилиях по выведению Грузии из-под энергетической зависимости от России большие надежды возлагает на Казахстан в качестве стратегического партнера Америки. Такие слова официальными представителями американской администрации, да еще перед конгрессменами просто так, ради красного словца, как известно, не произносятся. Особенно сильно тенденция крена официальной Астаны на американскую и вообще западную сторону стала выявляться в период после завершения пятидневной российско-грузинской войны.

Иначе говоря, Запад пытался лишить Россию ее традиционного влияния на Казахстан, и в особенности на энергетический сектор его экономики, и при этом изъявляла готовность «спускать тормозах» ее потенциально могущую возникнуть вследствие такой потери ярость. Более того, американцы и их союзники стремились не просто расстроить складывающиеся на партнерской базе отношения между Астаной и Москвой, а именно побудить Казахстан начинать, так или иначе, проявлять себя в русле противодействия политике России. Причем вновь и вновь. И при этом – совершенно скрывая того, что они хотят, чтобы Астана начала действовать определенно вразрез интересам Москвы и, таким образом, бросала той вызов.

После создания Таможенного союза возможности Запада для подталкивания Казахстана к следованию линии вышеописанного порядка заметно уменьшились. Еще меньше их у него, надо полагать, останется в случае создания Евразийского союза с участием нашей страны. Но вряд ли Вашингтон и Брюссель согласятся мириться с таким трендом. Не зря же ведь Хиллари Клинтон в свою бытность государственным секретарем США характеризовала планируемый Евразийский союз как «шаг к повторной советизации региона» и добавила: «Мы знаем, какова цель, и мы пытаемся выработать эффективные способы его замедления или предотвращения».

Но Москва тоже едва ли она просто так смирится с таким поворотом событий, какой предполагают вышеприведенные слова представителя американской администрации. Такой вывод можно подкрепить ссылкой на то, что происходит сейчас на Украине. Там, по сути дела, сложилась патовая ситуация.

При таких обстоятельствах внимание западных экспертов от политики и дипломатии переключается постепенно на Казахстан. Это, кстати сказать, тоже по-своему знаменательно. Они бьют тревогу, выказывая заботу о безопасности и территориальной целостности РК, а также ряд других постсоветских республик. Выход из такой ситуации, по их разумению, видится в укреплении обороноспособности таких стран СНГ, как Казахстан, перед лицом потенциально возможной, как они полагают, агрессии России.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.