Financial Times: Ахмед Рашид: Казахстан должен объединить усилия с другими государствами Центральной Азии, чтобы остановить распространение джихада

Пять государств, имея натянутые взаимоотношения, оказываются не в состоянии согласовать общую политику относительно того, как стабилизировать ситуацию

Газета Financial Times опубликовала статью Ахмеда Рашида, известного пакистанского эксперта по странам бывшего советского Востока, под названием «Central Asian states must unite to halt the spread of jihadism» — «Центрально-азиатские государства должны объединиться, чтобы остановить распространение джихада».

В предисловии к ней говорится так: «После вывода американских войск из Афганистана, стабильность Центральной Азии окажется под угрозой», — говорит Ахмед Рашид».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Вывод американских войск из Афганистана в этом году представляется для соседей этой страны таким же вызывающим тревогу фактором, каким он представляется для самих афганцев. Пять государств Центральной Азии — Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан — опасаются всплеска исламского терроризма, увеличения трафика героина и потока беженцев. Интервенция под руководством США, целью которой было удаление Аль-Каиды из Афганистана, может обернуться вместо этого распространением джихада в более широком масштабе.

Абдулазиз Камилов, узбекский министр иностранных дел, и Ерлан Идрисов, его казахский коллега, предупреждают о серьезных угрозах региональной безопасности после 2014 года. Таджикский президент Эмомали Рахмон охарактеризовал вывод западных войск как «предмет глубочайшей озабоченности». Контрабанда наркотиков представляет собой большой источник дохода для боевиков, которые легко проникают в Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан через 1200-мильную границы Афганистана с ними.

В частных беседах российские официальные лица проявляют нервозность в связи с этим выводом западных войск. Но Москва также использует политический вакуум как возможность вновь заявить о себе в регионе, который он всегда рассматривал как свой задний двор. Кремль пообещал крошечному Кыргызстану $1,1 миллиарда в виде военной помощи и списание долга еще на $500 миллионов. В ответ на это Бишкек согласился закрыть авиабазу США в стране. В Таджикистане парламент в октябре проголосовал за предоставление России еще на 30 лет возможности дислоцировать на территории страны контингент из 6 тысяч военнослужащих.

Опасения за стабильность Центральной Азии возросли при появлении сообщений о том, что Исламское движение Узбекистана создает базы вдоль афганской границы. Вместе со своими союзниками, в том числе с Аль-Каидой и Талибаном, оно готовится внедрить больше бойцов в страну, как только американцы уйдут. Пакистанские боевики продолжают щедро снабжать Исламское движение Узбекистана оружием, деньгами и обеспечивать его новобранцами.

Группа уже имеет базы в районе северо-афганского города Кундуз. Однако события в провинции Бадахшан на северо-востоке страны — отделяемой от Таджикистана лишь узкой рекой Пяндж — теперь указывают на наличие еще большей угрозы безопасности в регионе. Сотни боевиков ИДУ пытаются занять ряд районов в Бадахшане, обширной территории, раскинувшейся на горных хребтах Памира и Гиндукуша. Отсюда южная оконечность Таджикистана, северо-западная граница Пакистана и восток Афганистана представляются одинаково досягаемыми. Следующим шагом для боевиков могло бы стать закрепление по всему северо-восточную коридору Афганистана, который обеспечивал бы большую оперативную базу.

Тем не менее, несмотря на свою превалирующую общую заинтересованность в борьбе с этой угрозой, пять государств, имея натянутые взаимоотношения, оказываются не в состоянии согласовать общую политику относительно того, как стабилизировать ситуацию в Афганистане».

Контрабанда наркотиков, коррупция и бедность имеют широкое распространение в Таджикистане. В Узбекистане 75-етний президент Ислам Каримов, находящийся на этом посту в течение почти четверти века, переживает кризис престолонаследия, так как две дочери главы государства борются за то, кому занять его место.

Его тюрьмы, по данным организации Human Rights Watch, содержат больше политических заключенных, чем все остальные части бывшего Советского Союза вместе взятые. Только в Кыргызстане, который не имеет общей границы с Афганистаном, имеется подобие демократии. Но слабость правительства этой страны делает ее легкой мишенью для атак Исламского движения Узбекистана.

Государства Центральной Азии должны противостоять этому общему вызову. От соседей Афганистана потребуются координированные действия для предотвращения подъема в афганском джихаде с последующим его распространением по всему региону. Запад также должен играть более конструктивную роль. Бывшие советские республики чувствуют себя ущемленными Соединенными Штатами Америки и афганскими властями и не доверяют странам НАТО, которым не удалось положить конец войне в Афганистане. Восстановление их веры является актуальной задачей. Слишком многое поставлено на карту для Центральной Азии, чтобы допустить провал».

Писатель Ахмед Рашид, написавший эту статью, является автором книг «The Resurgence of Central Asia» и «Jihad: the Rise of Militant Islam in Central Asia» — «Возрождение Центральной Азии» и «Джихад: подъем воинствующего ислама в Центральной Азии».

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.