Марафон: промо для бренда или благое дело?

Мне стало чрезвычайно интересно заглянуть в ситуацию поглубже: кто, как и зачем занимается организацией марафонов у нас? Затея вроде не хитрая. Скопируй регламент у Бостона или Нью-Йорка и договорись с местными властями: вот и вся недолга

…Я люблю бегать по утрам. Это давно стало своего рода зависимостью: не встряхнешь свои кости порцией утреннего воздуха, – день пойдет наперекосяк. Знакомство с городом, куда меня забрасывала судьба начинаю с пробежки. Нью-Йорк, Москва, Ташкент, Павлодар, Фульда, Дальхерда, Карлсруэ, Брюссель, Ржевичи, Рим, Бар, Цетинья, Бишкек: город узнаешь трусцой. Как-то прочитал, что проклинаемая всеми записными пропагандистами Юлия Латынина, представитель российской либеральной прессы, тоже фанатка пробежек. Как-нибудь вместе займемся трусцой…

Марафон: промо для бренда или благое дело?

В марафонах, настоящих, полноценных, на 42 км 195 м, участвовать не приходилось: тренер еще в институте отсоветовал. Но зато довелось 12 лет назад пробежать за 1 ч 49 мин полумарафон в хессенской Фульде (ФРГ). Там было 2000 участников: я к финишу пришел 444-ым. И вот теперь впервые зарегистрировался на 10-километровую дистанцию в Алматы.

Мне стало чрезвычайно интересно заглянуть в ситуацию поглубже: кто, как и зачем занимается организацией марафонов у нас? Затея вроде не хитрая. Скопируй регламент у Бостона или Нью-Йорка и договорись с местными властями: вот и вся недолга.

Ну что ж, давайте разбираться. Итак, III Алматинский благотворительный марафон (“Смелость быть первым”) проводится с целью “пропаганды здорового образа жизни и спортивных ценностей среди жителей Алматы; поддержки молодых талантливых спортсменов – будущего казахстанского спорта; популяризации социальной ответственности граждан и крупных компаний перед своим городом, его экологией; поддержки благотворительных проектов республиканского значения”.

Марафон: промо для бренда или благое дело?

Итак, пойдем по пунктам.

Пропаганда ЗОЖ и спортивных ценностей. Каким образом она проходит? Если верить запланированным цифрам, в отчетах все должно выглядеть гладко. Первый марафон – 2500 участников. Второй – более 6000. Теперь замах сделан на планку в 10 000 спортсменов. В воскресное утро 20 апреля они, по замыслу организаторов, должны собраться в 8 утра на аль-Фараби-Навои в Алматы, у Парка первого президента и финишировать на Центральном стадионе. Кстати, 20-го будет ночью +8, днем +18 °C.

Лично мне все еще неясно: поспешат ли сюда все участники по своей воле или же телевизионную картинку и фото с морем ликующих лиц вновь обеспечит безотказный административный ресурс? Один из посетителей официальной Facebook-страницы марафона под никнэймом Александр Кузнецов оставил возмущенный вопрос на страничке организаторов: “..На каком основании используется административный ресурс при организации данного мероприятия частной компанией? Почему из Акимата в бюджетные организации, конкретно в различного рода больницы из Горздрава приходит директивные приказы об обязательном участии сотрудников в “добровольном” марафоне?”. Своим ответом на FB-стене спрашивающего организаторы не удостоили. Но по моей просьбе Валихан Тен, управляющий директор престижного фитнес-клуба, чье лого красуется на всех билбордах, согласился рассказать о том, как именно выстраивается сотрудничество с местными органами власти.

***

– Мы обращаемся ко всем организациям. Мы обращаемся к акиматам, мы обращались в “Казатомпром”, в “Казахмыс” с письмами о том, чтобы они довели до своих… Потому что у нас других сфер влияния нет, то есть мы не можем дать обширную рекламу на телевидении, потому что там, если они видят логотип спонсора, они говорят: платите за это. То есть спонсоры нам, конечно, дают деньги, но эти деньги все уходят на сувенирную продукцию, на закуп оборудования и на саму организацию. Мы как организаторы ничего не получаем. Волонтеры – наши: около 50 волонтеров только врачей – это студенты медицинских учебных заведений. Они бесплатно все делают. Поэтому бюджет ограничен. Только призовой фонд составляет львиную долю.

И, соответственно, когда вы просите “довести до сотрудников” эти сведения, каждый понимает это по-своему? Кто-то прогибает, кто-то просто извещает?

– Да, мы написали письмо в компанию “Технодом”. Их руководитель, он такой любитель спорта, он всех обязал прямо бежать: “вы – корпоративная команда, мы поддерживаем корпоративный дух”. Понимаете, все интерпретируют по-разному. Но если он не побежит, это не значит, что его уволят. Да? Поэтому все по-разному слышат эти вещи и по-разному интерпретируют, по-разному пишут свои комментарии. Никого прямо никто никуда не заставлял. Единственно, кого заставили, — это, может быть, Федерацию легкой атлетики, потому что это непосредственно при их участии. Но они только рады. Потому что по легкой атлетике чемпионатов – раз-два, и обчелся: потому что нет денег все это делать. ЦСКА бежит своей командой. Много нефтяников и газовиков бегут экиден: бегут 42 км, передавая эстафетную палочку. А это платная вообще вещь:150 000 стоит зарегистрировать команду.

  Бюджетники это особенно болезненно воспринимают, потому что их пихают во все дыры: и выборы, и эстафета олимпийского огня, помахать флажками и там, и сям, а тут еще и марафон…

– Может быть. Но я вам скажу так: никакой директивы – стопроцентно ты должен бежать, а иначе мы тебя уволим, – такого мы никогда не просили. Никогда не будем просить. Единственно, чего мы просили: чтобы было освещение. Мы передали огромное количество плакатов и листов в студенческие общежития, в институты и школы. Со студентов и школьников мы ни копейки денег не берем: я понимаю их финансовое положение, большинство студентов – иногородние. Не надо. Хочешь – положи, хочешь – нет. (Кстати, на официальном сайте в “Положении об Алматы Марафоне “Смелость быть первым” нет ни слова об этом послаблении. Прим. авт.).

***

Впрочем, тем, кого шеф все-таки выгонит на трассу, порекомендую воспользоваться “запатентованной” хитростью от Ахана Сатаева. Надеюсь, знаменитый создатель “Рэкетира” и “Заблудившегося”, режиссер “Жау жүрек мың бала” не обидится, если я выдам его секрет. Он заплатил благотворительный регистрационный взнос и зарегистрировался на дистанцию 10 км. Но фактически пробежит 3 км (дистанцию для подростков): в знак солидарности и поддержки заявленных организаторами благородных целей. На дистанцию выйдут также представители политбомонда и экономической элиты страны: их организаторы обещают запустить в конце основной массы стартующих, чтобы не мешать тем, кто будет гнаться за результатом.

Для тех же любителей утренних пробежек, кто в марафоне участия вообще не примет, мероприятие пройдет и вовсе незамеченным, не оставив ни следа – в буквальном смысле. Ведь ни после Первого, ни после Второго марафона, ни даже и теперь в Алматы так и не появились маркированные трассы для любителей бега. Есть замечательные набережные рек Есентай и Большая Алматинка, есть и мастера, что торопятся оставить свою нетленку на бетоне и асфальте. Именно так и появляется вдоль набережных и символика сатанистов, и шедевры граффити, и признания в любви подружкам, и призывы пикаперов не платить за секс. Но банальной разметки на асфальте – глаза сломаешь, но не найдешь. Акимат относит такую разметку к наружной рекламе, сам нанести ее не спешит (не царское это дело), а организаторам марафона счета городских властей – не по карману. На китайские кепочки и плакаты организаторы готовы потратиться – это пожалуйста: но вот оставить след на трассе – как-нибудь без нас. Это то, что каается популяризации ЗОЖ.

Марафон: промо для бренда или благое дело?

Поехали дальше. “Поддержка молодых талантливых спортсменов – будущего казахстанского спорта”.

Как сообщают организаторы, в конце минувшего года “Алматы Марафон стал членом Международной Ассоциации Марафонов и Пробегов (AIMS)”. Обретение “международного статуса” наверное и впрямь – повод для гордости: однако на сайте самого AIMS весьма цинично дается расклад привлекательности такого сертификата. Членство в организации позволяет добиться признания города-участника, сделать узнаваемыми спонсоров и участников события, странички календаря IAAF-AIMS (IAAF – International Assosiation of the Athletics Federations) гостеприимно распахиваются и прочая, прочая – все из области промоутирования и продвижения… К самой же трассе выдвинуты такие требования, которые разом обнуляют шансы наших молодых талантливых спортсменов добиться в Алматы мирового признания своих результатов. Ни один рекорд, поставленный нашими (или заезжими) звездами забегов, признан никогда не будет. Трасса стандартам AIMS не соответствует. “The decrease in elevation between the start and finish shall not exceed an average of one in a thousand, i.e. 1m per km”. (http://www.aimsworldrunning.org/world_records_criteria.htm) Это значит, что критерии как IAAF, так и AIMS не допускают перепад высот между стартом и финишем более чем на 1 м на каждом километре трассы. Бежишь марафон (42 км): перепад высот не должен превышать 42 метров. Для алматинских же участников перепад высот на трассе составит… 156 метров: это даже круче, чем на бостонском марафоне (136 м)! Любой начинающий пользователь Google Earth может это перепроверить даже не выходя из штаб-квартиры AIMS в Ettalong Beach (Австралия): это бюро курирует регион Азии и Океании.

Более того, экстремальные перепады дают особо мощную нагрузку на суставы и сосуды организма. Тем участникам марафона, кто уже запамятовал о гибели на трассе Алматинского благотворительного марафона-2012 64-летнего Жунизбая Турарова (острая сердечная недостаточность), стоило бы хотя бы честно сообщить на страничке сайта: перепад высот почти вчетверо круче допустимого. Пока же для нескольких тысяч участников марафона все эти сведения остаются в обширной зоне умолчания: так и создаются легенды.

Пункт три. “Популяризация социальной ответственности граждан и крупных компаний перед своим городом, его экологией”. Здесь фантазия отказывается мне служить. Вот бегу я: и что? Как мне еще ответственность почувствовать и популяризировать? Слишком много от меня в итоге выделяется продуктов жизнедеятельности – как от крупного рогатого скота, к примеру? И мне надо проникнуться экологической озабоченностью и редуцировать выделение газов? Ведь тех же коров некоторые эксперты относят, вы будете смеяться, к источникам глобального потепления: каждый их выдох содержит метан и усиливает парниковый эффект. Ладно, шутки в сторону.

Марафон: промо для бренда или благое дело?

Как ни странно, но последней целью благотворительного марафона организаторы обозначили поддержку благотворительных проектов республиканского значения. Очень хочется верить, что действительно все собранные средства направляются на благотворительность. Хотя бы уже потому, что с такими вещами шутить здесь не станут: хотя бы потому, что на кон поставлена репутация весьма уважаемых структур. Организаторы – акимат Алматы плюс очень престижный и пафосный фитнес-центр южной столицы. Партнеры: крупный автомобильный дилер, известный банк и торговый центр. Помощи ждут трехлетняя Дарина Лик со злокачественной опухолью головного мозга и Роман Кобзарев 2.5 года (лейкоз, гепатит С). Организаторы обещают потратить все собранные регистрационные взносы (регистрация стоит от 1500 до 150 000 тенге в зависимости от дистанции) на их лечение. Хотя сами, конечно же, заниматься непосредственно поиском медпрепаратов и медцентра для маленьких страдальцев заниматься не будут. Для этого нужен фонд: их в стране немало. И вот как раз на выборе одного из них организаторы забуксовали. Незадолго до последнего дня регистрации на марафон упомянутый выше Валихан Тен, к моему удивлению, сообщил, что этот самый важный шаг еще не сделан.

– Там несколько фондов, которые сейчас будут смотреть: кто быстрее сможет купить медикаменты для этих детей.

– У них своего рода конкуренция?

– Не конкуренция. Просто возможности: кто сможет оперативней достать эти лекарства.

Кстати, скорость принятия решений здесь имеет решающее, жизненно важное значение. Об этом может рассказать, например, казахстанская мать Тереза – Аружан Саин: фонд “Добровольное общество “Милосердие” потерял разом $150 000 на последней блицкриг-девальвации. А что такое потерять эти собранные казахстанцами шапкой по кругу пожертвования для таких дарин и романов? Это значит, не спасти того, кому требуется, к примеру зарубежная трансплантация костного мозга и реабилитация…

Но, разумеется, повод для оптимизма имеется. Ведь для самого фитнес-центра, который в третий раз запускает марафон в крупнейшем мегаполисе Казахстана, это безусловно – мега-промо-акция. Для иллюстрированного репортажа одна общественная тренировка была даже перенесена из экологически (сравнительно) чистого Парка первого президента в загазованный центр Алматы: схватить себе передоз угарных газов как раз в тот момент, когда и легкие, и сердце работают под усиленной нагрузкой, – удовольствие сомнительное. Но вот зато фитнес-центр совершенно случайно оказался неподалеку и вторая часть фоторепа была посвящена ему самому и его вдохновленным посетителям. Ну а после массированного (и бесплатного, что важно!) пресс-тура на воскресеный марафон интерес к брэнду явно вырастет. Хотя и теперь VIP-карты ($11 000 в год) фитнес-центра – в остром дефиците: все VIP-шкафчики разобраны пафосными любителями здорового образа жизни. Но вот за 615 000 тенге карточку полного дня продать готовы любому. За смелость быть первым…

Марафон: промо для бренда или благое дело?

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.