Недоговороспособность и взаимонепонимание между государством и гражданами нарастают

Прошло экспертное обсуждение “Гражданин и государство: сойтись характерами”

“Государство боится граждан больше, чем граждане государство, – считает политолог Марат Шибутов. – Граждан не боится государство сильное. А у нас оно слабое, не может вычленить виновника и наказывает все население”. Правда, здесь есть смягчающее ситуацию обстоятельство: “Многие угрозы государства в отношении граждан остаются декларативными”. Прозвучало это на экспертном обсуждении “Гражданин и государство: сойтись характерами”, организованном совместно Аналитической группой “Кипр” и Фондом Фридриха Эберта. Ерлан Смайлов, модератор заседания, отметил такой тренд: “Люди выбирают не модернизацию страны, а модернизацию себя. Накачивают себя компетенциями и эмигрируют – голосуют ногами”.

Марат Шибутов выступил с докладом “Гражданин и государство: современные отношения”. В Казахстане сложился своеобразный “общественный договор”, по которому “государство контролирует природную ренту, само распределяет ее по сословиям и оставляет людям определенные “серые” сектора, благодаря которым население живет лучше, чем могло бы”. Однако в последние годы власть повела наступление на “серые” зоны экономики, из-за чего увеличилась конфликтность между рядовыми гражданами и государством.

Экспертное обсуждение Гражданин и государство: сойтись характерами

Докладчику задали вопрос, почему в стране так мало акций протеста, хотя сам г-н Шибутов констатирует, что “репрессивные меры (закрытие вещевых рынков, повышение налогов на автомобили) в основном направлены против бедного населения, а позитивные (легализация, строительство в национальных парках) прежде всего в отношении зажиточных слоев”. Причина такой ситуации высокая цена протеста, синдром выученной беспомощности на личностном опыте или лучше эмигрировать, чем протестовать? “На мой взгляд, государство откусывало от людей не жизненно важные органы. Фундаментально государство на нас еще не наступало. У нас власть и государство – это синонимы”, – ответил Марат Шибутов.

“Если общество граждански активно – оно может применять в отношении власти саботаж”, – подчеркнул Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда “Аспандау”. Он категорически против сложившейся практики, когда разработчики просто напишут законопроект – парламент его принимает, президент подписывает и потом чиновники апеллируют к нему как к Закону. “Есть базовые права и ценности”, – акцентировал г-н Нуров. Поэтому недопустимо принимать законы, которые их игнорируют.

“Гражданин – это человек, который не просто знает свои права и свободы, а жить без них не может, – дала определение Ирина Черных, эксперт КИСИ. – У нас нет реального гражданина и гражданского общества”. Она напомнила, что в период работы Института политических решений проводимые социологические замеры “фиксировали отчуждение граждан от государства”. На этой почве в общественных настроениях доминировали апатия и “главное, чтобы государство к нам не лезло и не мешало”. Правда, есть вариации. Согласно исследованию магистранта Александра Тэна, который в своей работе пытался выявить инновационный потенциал населения Казахстана, “казахоязычная молодежь, приезжающая из села в крупные города, демонстрирует очень высокий модернизационный потенциал”.

Многие участники экспертного обсуждения с разных ракурсов подтвердили тезис Марата Шибутова о том, что “протест выражается через миграцию, а не через акции протеста”. Уже в настоящее время конкуренция за квалифицированные трудовые ресурсы Казахстана становится все больше и 500-600 тыс. граждан РК постоянно находятся на территории России. С началом функционирования Евразийского экономического союза РФ и Беларусь в силу демографической ситуации и структуры экономики в этих странах вообще будут выступать в качестве “пылесоса”, высасывая из Казахстана специалистов. “Уезжают активные, остаются патерналистски настроенные (дай-дай)”, – констатировал г-н Шибутов.

Экспертное обсуждение Гражданин и государство: сойтись характерами

Ержан Сулейменов, на тот момент главный редактор Интернет-ресурса Zakon.kz (покинул проект 30 мая), сослался на украинских специалистов по ритейлу (розничная торговля), которые изучали казахстанский рынок. “У населения заниженные потребительские ожидания”, – засвидетельствовали эксперты. С точки зрения общего формата это плохо, ибо в переносе на политические процессы вывод такой: “терпеть пока система не выстроится или уехать”.

“Говорим о рыночных отношениях и конкуренции, но в законе “О профсоюзах” как при социализме всех строят в одну шеренгу, – обратил внимание Мурат Машкенов, генеральный секретарь Конфедерации труда. – Люди имеют право на выбор”. Для него остается “загадочной” формулировка в статье №5 Конституции Республики Казахстан, по которой государство не вмешивается в дела общественных организаций, а те в дела государства, ведь такое невозможно в практической деятельности.

Общественный деятель Петр Своик, указав на то, что в Казахстане “граждан нет – есть подданные”, заявил следующее: “Елбасизм как гарантия суверенитета и форма отношений с внешними игроками работала, а потом эпоха изменилась. Опора на одного человека себя изжила”.

“В первую очередь профессионализм падает на государственной службе, – подчеркнула Жанна Мендыбаева, Бюро образовательных технологий UniverSity. – Я сужу по документам в сфере образования. Присылают бумаги, которые по своему качеству ниже плинтуса. Я студентам на первом курсе за такие работы ставлю минусовые оценки”.

Экспертное обсуждение Гражданин и государство: сойтись характерами

Блогер Константин Нагаев отметил следующее: “На краткосрочном этапе – 23 года и еще года 3 – государство переиграло граждан. Ему не с кем разговаривать. Что людей стало меньше – ему тоже не грустно. Для него главное – иметь доступ к сырьевым ресурсам. Чиновник не пойдет против государства. В Казахстане госпереворот сделать проблематично даже с точки зрения логистики”.

“Что такое “распространение заведомо ложной информации”? Здесь что угодно можно притянуть за уши, – считает Игорь Лоскутов генеральный директор “Компания “ЮрИнфо”. – С государством нет обратной связи, все уходит в пустоту – на деревню к дедушке”. “Государство должно быть благодарно социальным сетям и ни в коем случае их не закрывать. Активные люди ушли в “сети” и лучше знают ситуацию в Славянске, чем в Кызылорде или Усть-Каменогорске – им это не интересно. Здесь они уже все проиграли, а там ощущают себя теми, от кого что-то зависит. Это же форма спускания пара”, – заметил он.

Аналитик Айдархан Кусаинов указал на наращивание взаимонепонимания между властью и обществом. “Масса, которая готова действовать – она в фазовом переходе. Поэтому понижение акций протеста – это просто затишье перед бурей”, – прогнозирует он.

Ерлан Смайлов подводя итоги параллельного существования граждан и государства, о котором много говорили в ходе экспертного обсуждения, отдельно остановился на проблеме компенсационного пакета для населения. “Если в плане свобод зажали, то хотя бы нормальные суды, работу, медицину дайте. Пусть чиновники и их дети не давят людей на улицах. Дайте компенсацию”, – призвал модератор.  

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.