“Приключения” совка в украинском “кейсе”

Гражданская война на Украине, среди прочего, имеет и поколенческое измерение

“Совок” воевать умеет, но боится – это одна из его родовых особенностей. В силу того, что эволюция и сегодняшняя жизнь “совка” не умещается в один материал – мы эту тему продолжим на фактаже современной Украины. Там вообще и в Донбассе в частности те, кого я определяю как “советские люди в несоветское время” оказались в ситуации выбора между плохим и худшим. Выбор здесь есть, но ограниченный, а алгоритм такого выбора во многом стандартный.

Украина сегодня – это смесь Испании 1936-39 годов (интербригады, легион “Кондор”, марокканцы) и Африки 1960-ых (“золотой век” наемничества) на постсоветской платформе (23 года после СССР – мало, чтобы убирать приставку “пост”). В силу того, что “совки” втянуты водоворотом столетнего юбилея начала Первой мировой войны в кровавый процесс, им как-то приходится определяться на какой они стороне и в какой позиции.

Гражданская война на Украине

В Интернете много видео боевых действий на Юго-Востоке Украины, которое выкладывают как верные Киеву силы, так и бойцы Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Бросилось в глаза, что со стороны народного ополчения очень высокий процент людей 40+, тогда как в черной форме национальной гвардии преобладает молодежь. Разумеется, еще больше тех, кто вообще не участвует в противостоянии и пытается спасти себя и свою семью, убегая на Восток и Запад из Донбасса, но сейчас речь не о них. Получается, что у гражданской войны на Украине есть еще и поколенческое измерение.

Нужно определиться с количественными параметрами “советских людей в несоветское время”. Поскольку я из пожарной семьи, то могу судить о времени и людях на примере работников военизированной пожарной охраны. Многие из тех, кто в советские годы – когда деньги были могущественны, но не всесильны – представлял собой положительный пример службы, в эпоху “рыночных” отношений переродились до неузнаваемости и стали задавать совсем другие “примеры”. В более слабых звеньях профессиональной среды пропорции оказались еще более удручающими. Разумеется, были и те, кто до конца остался “совком” в хорошем смысле слова (уважение к труду, ответственность, исполнительность) и их дети тоже выросли нормальными людьми. Это не значит, что им говоришь “в полночь с топором на кладбище” и те без разговоров оказываются в нужное время в нужном месте, но в меру сил бескорыстно помочь нуждающимся им “не в напряг”. Итак, вывод первый: большинство людей держит не личный стержень, а каркас социума. То есть уже на фазе отмены/смены каркаса “советских” стало значительно меньше, чем их количество представлялось “на глаз”.

Второй вывод, последовавший за концом Империи Зла: власти и государству ты может быть и нужен, как ресурс, но твои проблемы, заботы и сама жизнь их не волнуют. Данное понимание реалий сильно способствовало эволюции “совка” в постсоветский период. Раньше ведь большинство советских людей искренне считало, что политическое руководство хоть и привирает насчет успехов за отчетный период, но ему не все равно как живет, развивается и какие планы на жизнь строит “хомо советикус”. Потом очень быстро стало понятно: им все равно. Поэтому надежда только на себя, семью и друзей, а если по каким-либо причинам здоровье, работа, доходы потеряны, то дети могут пойти по рукам. В тупиковой социальной ситуации если хочешь легкой смерти, то лучше сам сделай себе харакири.

Ну и третий вывод: от того, что государство, в котором ты родился и жил кануло в Лету – твоя жизнь не заканчивается. В общем, государства живут по своим законам и логике, а люди по своим. Разумеется, лечь спать в одной стране, а проснуться в другой – это стресс, но после этого живут и кое-кто довольно долго.

Кризис идентичности в независимой Украине наступил не за один день, месяц или год. Советская Украина – это плоть от плоти Советского Союза, поэтому перелицовка советского прошлого в период независимости не могла не вызвать эксцессов. Взять хотя бы “войну памятников”, которая бурно протекала в “нулевые” годы этого века. На Западе страны ставили памятники Степану Бандере, а на Востоке жертвам Организации украинских националистов (ОУН). Тем не менее, в силу аморфности украинской государственности, даже в условиях “исторической политики” (не путать с “исторической наукой”) территория как-то скреплялась общей валютой, “распилами”, футбольным чемпионатом.

Майдан катализировал процесс раскола идентичности тем, что отказались от “столпов” государственной политики периода Кравчука, Кучмы, Ющенко и того же Януковича в виде “постепенного применения” и “отсрочки исполнения” (терминология Ноама Хомски – американского лингвиста и политического аналитика). Тогда как “делание упора на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышление” приняло экзальтированную форму. По вороватому президенту Виктору Януковичу вряд ли кто из совков всплакнул, а вот “крымский поход” Владимира Путина явно спровоцировал “русскую весну”. Все по классической схеме, где зло, с которым долгое время мирились как с неизбежным, вдруг стало невыносимым, потому что на примере Крыма было продемонстрировано как его можно избежать.

Новая киевская власть, если убрать ее морально-нравственную и сексуальную (я сейчас об Олеге Ляшко) стороны, в политическом плане демонстрирует волю и последовательность. Фактически это импульс новой украинской государственности. Просто инструментарий в их руках от прежней Украины, которая во многих вещах застряла на фазе России 90-ых годов прошлого века. Поэтому и министр МВД Арсен Аваков, человек одновременно умный и богатый, ничего не смог сделать в Славянске при соотношении бронетехники 250 к 4, а живой силы 10 к 1, плюс поддержка с воздуха.

“Совок” нормально воюет когда мобилизован жесткой государственной рукой и если к неподавленным пулеметам противника впереди “прилагается” гарантия расстрела за невыполнение приказа сзади. “Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной армии”, – весьма точно заметил один из героев актера Владислава Галкина. Инициатива у советского человека в несоветское время так и осталась слабым звеном, несмотря на всю эволюционные наслоения после конца СССР. “Совки” страшны когда как бараны построены в стройные шеренги и находятся под командованием львов. На рубеже 80-90-ых львы вымерли, строй рассыпался и каждый “баран” оказался предоставлен сам себе. Многие погибли от криминала, алкоголя, наркотиков, тюрем, суицида на почве безысходности. У других ответственность перед семьей не позволяет идти под пули, потому что страшно оставлять родных в полной неопределенности. К тому же мобилизации в советском понимании этого слова в ДНР и ЛНР нет – только добровольцы.

Игорь Стрелков. Он оказался львом, на призыв которого срезонировали “совки”. Советский человек в несоветское время не может идти за Гепой и Допой (Геннадий Кернес, мэр Харькова и Михаил Добкин, бывший губернатор Харьковской области), потому что они сначала говорят и делают одно, потом говорят одно – делают другое, а затем и говорят и делают другое. В принципе, эволюция взглядов – вещь естественная, но не с такой же скоростью! Элита Востока Украины по своей природе гнилая, поэтому ничего удивительного в том, что возмущающий элемент оказался привнесенным извне – в данном случае из России. Когда Стрелков обещает расстреливать за мародерство, он приводит угрозу в исполнение. При этом по его собственному признанию уровень дезертирства в районе 5% – для добровольческого военного формирования нормально.

Игорь Стрелков – не олигарх, за спиной боевые действия в Приднестровье, на Балканах и в Чечне. У нынешнего командующего вооруженными силами ДНР хобби к реконструкциям периода Первой мировой и Гражданской войны в России, на почве интереса к белому движению сильный перекос в тему “православие, самодержавие, народность”. Но “совкам”, принявшим решение воевать, выбирать не приходится. Сами на себя ответственность в виде прима женщин в ряды вооруженного ополчения Донбасса они принять не могут, а Стрелков принимает.

Поддерживать миллиардера Рината Ахметова советские люди в несоветское время тоже не могут, поскольку честный человек в условиях Украины олигархом стать не в состоянии, а ДНР Ахметову была нужна только как ресурс для торга с Киевом в лице заклятых друзей-олигархов вроде Петра Порошенко и Игоря Коломойского. “Совки” хотят в Советский Союз с его социальной политикой и гарантиями, а по факту выбирать приходится между вариацией Российской империи и Украиной по нацистским лекалам Степана Бандеры и Романа Шухевича. Правда, Александр Бородай, премьер-министр ДНР, после того, как “стрелковские” подмяли под себя в руководстве Донецком “ахметовских”, обещает сделать Новороссиию социально ориентированным государством. Таким образом хотя бы на уровне деклараций “совкам” навстречу идут.

Я по голосам на видео с высокой долей вероятности могу отличить ментальность участников боевых действий на Юго-Востоке Украины. Если фраза, сопровождающая попадание снаряда в жилой дом Славянска звучит “вот так и стреляют артиллеристы Великой Укропии”, то скорее всего это боец из числа воюющих за русскую идею. Потому что невольно делается акцент на содержание украинских учебников, где “укры” – древнейшая нация на планете, выходцы с планеты Венера. Когда слова такие – “веди-веди, по броне! Какой гостинец (с фрикативным “г”) бандерлогам!” – тогда явно “совок”. “Бандерлог” в данном случае синтез Степана Бандеры и обезьян из советского мультфильма “Маугли”. Кстати, украинские военнослужащие в ходе боев, особенно офицеры, пользуются русским языком. Понты – понтами, а когда стоит вопрос о жизни и смерти, приходится говорить не на государственном, а на общепонятном языке.

Только “совок” будет атаковать вражеский блокпост под песню Владимира Семеновича Высоцкого “Идут по Украине солдаты группы “Центр”. Молодняк (как массовое явление), выросший во время великого безвременья, не может воспринимать такие произведения в резонансе людей 40+. Чем все закончится на Украине – не понятно. Например, 3-го июня я уже мысленно попрощался с защитниками Славянска, когда подконтрольные Киеву войска заняли Красный Лиман. Потом выяснилось, что три ударных вертолета Ми-24 и два штурмовика Су-25 сбиты, а после и в Красном Лимане украинских силовиков стали отжимать назад. “Украинизированная” молодежь даже с многократным численным перевесом, танками и авиацией не может сломать советских возрастных людей, потому что секрет превращения зеленого дерьма в стальные штыки Украиной в XXI веке утерян. Вместе с тем, как писал еще Фридрих Энгельс, техническое и тактическое преимущество перед численным перевесом действует только до определенного момента. Технического превосходства у “славянцев” нет, зато перевес в духе бесспорен. Характерный штрих: совки лица под масками не прячут. Ибо так велит древний советский принцип: боишься – не делай, а сделал – не прячься в кусты.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.