Госсобственность. Недорого. С престижной оценкой

Процесс приватизации стартовал. Правительством продано шесть объектов коммунальной собственности. Четыре относились к социально-предпринимательским корпорациям, за них выручили 85,6 млн тенге, - рапортует министр. А на рынке, похоже, уже назревает международный скандал. Оценщики приватизируемых объектов до сих пор не известны. Госфонд Самрук-Казына тоже не спешит открыто заявлять об оценочных компаниях. Хотя это повышает риски претензий к оценке стоимости активов, ведь стоимость услуги может оказаться выше принятой на рынке. Участников рынка это не удивляет. Госфонд лоббирует “большую четверку”, - считают казахстанские оценщики

Всего власти планируют передать в конкурентную среду до конца 2014 года 278 организаций с участием государства в капитале. Из них 19 — республиканской собственности, 109 — коммунальной, 75 — социально-предпринимательской (СПК) и 75 – в собственности холдингов, сообщил вице-премьер — министр финансов Бахыт Султанов. Он рассказал, что разработаны специальные формы отчетности, чтобы отследить график и этапы продаж. В системе Минфина с мая прошлого года работает единая торговая площадка и проведено уже более 2 тысяч аукционов, а сейчас активно идет оценка объектов, которые в последующие месяцы будут выводиться на торги.

Правительством продано шесть объектов коммунальной собственности

Имена, активы, ставки

Кто оценивает? За какие деньги? Особенно самые стоящие объекты? – Те, что принадлежат в основном группе компаний “Самрук-Казына”? — Полтора месяца назад мы отправили запрос об этом на имя Умирзака Шукеева. Ответа нет до сих пор.

Как выяснилось из попавшей в редакцию информации, для оценки приватизируемых активов, госфонд будет привлекать по конкурсу на основании правил закупок ГК “Самрук-Қазына”, независимых профессиональных экспертов. Оценка стоимости актива для приватизации – обязательна. На её основании определяется стартовая цена объекта.

Оценку в соответствии с законодательством, в том числе прошлогодним постановлением правительства “О некоторых вопросах оценочной деятельности”, будут делать независимые оценщики, имеющие лицензию, многолетнюю репутацию и опыт в этом бизнесе, как в Казахстане, так и за рубежом.

Почему за рубежом – не совсем понятно. Такие оценщики будут оценивать активы за границей? Самрук-Казына это требование не уточняет, но к оценщикам предъявляет критерии: наличие гослицензии, авторитет и репутация компании (опять-таки!) на международном рынке.

Утвержденных тарифов на оценку приватизируемых активов нет. Условия, порядок и размер оплаты за услуги по оценке будут определяться на основании договора, заключенного по результатам закупок. Известно лишь, что размер оплаты оценщику не может выражаться в процентном отношении к определяемой стоимости объекта и устанавливается сторонами до выполнения работ.

Группа на выдумки хитра

Интересно, что в Самрук-Казыне не дают квалификационных требований к оценщикам. Но практика свидетельствует, что в госфонде постоянно придумывают дополнительные, не относящиеся к оценке, опции: наличие сертификата ISO, членство в американском обществе оценщиков и другие. Это — прямое лоббирование “большой четверки” (Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte – авт.)”, — считает заместитель председателя президиума, председатель экспертного совета Республиканской палаты оценщиков (РПО) Александр Калинин.

Международные компании много лет “прикормлены” и берут за свои услуги в 5-15 раз дороже казахстанских оценщиков. Складывается интересная картина: нормативные, методические документы, стандарты, правила пишут специалисты РПО, а оценку крупных объектов чиновники передают “большой четверке”, ссылаясь на международный опыт и авторитет компаний, возмущаются игроки рынка.

Имеют ли иностранные оценщики лицензии на право проведения оценки в Казахстане? Казахстанские ребята – работники “четверки” местным оценщикам малоизвестны: документы не пишут, лекции РПО не читают. Аудит и консалтинг, проводимые “большой четверкой” – это одно. Но причем здесь оценка? Согласен, если оценщики в компаниях “большой четверки” имеют международные сертификаты, то это подтверждает уровень квалификации оценщиков – физлиц, но не компаний. Являются ли казахстанские компании дочерними “большой четвёрки” аудиторских компаний или это франчайзинг?” – спрашивает г-н Калинин.

Международные сертификаты есть и у местных оценщиков. Если иностранец имеет международный сертификат, но не имеет казахстанской лицензии, то не может подписывать отчет об оценке. Это – понятно.

Нередко “четверка” ссылается на международные стандарты оценки. Объясняю, что МСО (международные стандарты оценки) рекомендованы для использования в Казахстане, однако основными выступают законы, стандарты, инструкции, разработанные РПО и утвержденные Минюстом и правительством страны. Желает “четверка” работать на международном рынке – оценивайте по МСО. Работаете на казахстанском рынке – оценивайте по внутренним документам. Это противостояние наших оценщиков с большой четвёркой – многолетнее”, — говорит г-н Калинин.

Вы о чём, господа?

Ответ одной из таких компаний на запрос удивляет.

— Имеет ли компания EY лицензии на право проведения оценочной деятельности в Казахстане?

— Имеет. ТОО “Эрнст энд Янг – консультационные услуги” действует на основании выданных Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции лицензий. Товарищество является членом профессиональной организации ПО “Палата профессиональных оценщиков”.

— Имеют ли оценщики – физлица EY лицензии Казахстана?

— Товарищество обладает необходимым по закону штатом работников с лицензиями на занятие деятельностью по оценке на территории Казахстана. Сотрудники “Эрнст энд Янг – консультационные услуги” — члены профессиональной организации в Казахстане, — утверждает генеральный директор ТОО “Эрнст энд Янг – Консультационные услуги” Тимур Пулатов.

Получается, казахстанские оценщики возводят напраслину на удачливых конкурентов? Просто потому, что теряют самый жирный кусок рыночного пирога – оценку нацкомпаний? Или всё-таки, как множество западных компаний, уличённых уже во взятках и подкупах в Китае, России и прочем “Востоке”, “дочки” или франчайзи “большой четвёрки” в Казахстане уяснили законы, реальные, а не официальные, казахстанского рынка, и прилежно следуют им?

Почему до сих пор игроками рынка не принято общее, правильное решение? В принципе, для всех участников: казахстанских оценочных компаний, госфонда “Самрук-Казына”, правительства и компаний, представляющих каким-то образом “большую четвёрку” аудиторов, развитие этого конфликта ведёт к большим репутационным рискам.

Главная задача оценочных компаний на насыщенном рынке — долгосрочное сотрудничество со всеми своими клиентами. Правительство и государственный фонд “Самрук-Казына”, декларирующие прозрачность действий на рынке, должны быть заинтересованы в понимании рынком либо признания ими непрофессионализма местных оценщиков, либо лоббирования интересов международных оценщиков по только им понятным причинам. И, возможно, стоит подписать какие-то окончательные соглашения. Сохранять лицо при разгорающемся конфликте будет всё труднее.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.