Плановая операция Цеснабанка. Десятая часть вкладов населения в банке может прийти-уйти в один месяц. А случись что – наше “доброе” правительство вольет деньги налогоплательщиков?

Первая половина 2014 года прошла неспокойно для казахстанцев, имеющих сбережения в банках. Одномоментное удешевление тенге на 19%, sms-атака на три крупных банка, вызвавшая панику, привели к изъятию гражданами своих вкладов или переводу их в валютные. Неопределенность относительно дальнейшего развития экономики и непредсказуемость политики Нацбанка испугали вкладчиков. Но уже в мае вклады населения на счетах банков, по данным Нацбанка, в целом выросли на 1%. Точнее, в каких-то банках – выросли, а в каких-то упали. Грозит ли эта ситуация вкладчикам потерями?

Выбор – есть, информации – нет

В течение даже этой осени можно ожидать, несмотря на произошедшие уже объединения БТА-ККБ, Халык- HSBC Банк Казахстан, дальнейших слияний на рынке и ухода некоторых мелких участников. Ужесточение требований Нацбанка по капиталу, сокращение числа игроков на рынке — четко выраженный тренд государственной регуляторной политики.

Одномоментная девальвация февраля, съевшая пятую часть сбережений в тенге, sms-атака на три крупных банка, вызвавшая панику, чуть позже, привели к изъятию гражданами своих вкладов или переводу их в валютные.

Но Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) рекомендовал банкам максимальные ставки — 10% по тенговым и 4% — по валютным вкладам. То есть снизил проценты по валютным вкладам и поднял по тенговым. Ставки по валютным депозитам просели. Но валютные вклады всё равно росли, хотя и меньшими темпами. За июнь тенге подешевел на 0,6%, до 183,51 за $1. Что дальше тенге будет только дешеветь никто, кажется, не сомневается. Вопрос – лишь в темпах его обесценения.

Средняя ставка по срочным тенговым вкладам до года в мае, по данным Нацбанка, составляла 9,1%. Некоторые вкладчики стали перекладываться в тенге или пополнять в первую очередь тенговые сбережения. Это – понятно. Реальных возможностей сохранить и приумножить свои сбережения мало. Банковский вклад — наиболее простой, надежный и понятный массовый инструмент сбережения личных средств. У граждан есть выбор, какому банку доверить свои сбережения: в зависимости от величины банка, ставки по вкладам могут значительно разниться.

Конкурирующие друг с другом банки, повысили ставки по депозитам. Эффективная годовая ставка в тенге сейчас может составлять 10,5%. Понятно, что население идет туда, где условия получше. За май приросли объёмы вкладов физлиц в девяти банках “первой десятки”: в Халык Банке — на 46 млрд тенге, банке ЦентрКредит – на 11 млрд, Сбербанке – почти на 10 млрд, Kaspi – 7,5, АТФБанке – 3,5, Казкоме – 2,5 млрд, АльянсБанке – 1,5 млрд тенге, БТА – 1 млрд, Евразийском – на 0,5 млрд тенге. В целом, в мае вклады населения на счетах банков выросли на 1%.

Первая половина 2014 года прошла неспокойно для казахстанцев, имеющих сбережения в банках

Отток из Цеснабанка

В “минусах” из банков первой десятки только Цеснабанк. Отток за май составил 20,5 млрд тенге ($110 млн), за июнь данных пока нет. С февраля до мая вклады физлиц в банке росли и доросли до 267 млрд тенге, а в мае внезапно упали до 246 млрд тенге. Чем может быть вызван такой отток, составляющий около 8% розничного депозитного портфеля банка? Ведь он может свидетельствовать о серьезной проблеме: снижении доверия населения к банку на фоне политических рисков, например. Так, в соседней России в первом квартале больше всего денег “ушло” из Москомприватбанка известного украинского олигарха Игоря Коломойского. Означал ли отток адекватное сокращение спроса на кредитование со стороны предприятий или населения? – Вряд ли.

Контролирующий собственник Группы Цеснабанк — государственный секретарь РК Адильбек Джаксыбеков. Управление передано Ляззат Джаксыбековой. Во главе банка – их сын.

На официальный запрос ZONA.KZ на имя председателя правления Цеснабанка Даурена Джаксыбека с просьбой “прокомментировать отток вкладов физлиц в мае и его причины” через две недели получен такой ответ: “Причина оттоков депозитной базы физических лиц в мае связана с проведением плановых операций по вкладам некоторых клиентов банка. Однако, уже в июне вышеуказанные депозитные счета были вновь пополнены на сумму около 30 млрд тенге”.

Ответ оказался ожидаемым. Непонятно, почему он потребовал столько времени. Цеснабанк не обеспокоен оттоком вкладов и уже практически отыграл его. Нацбанк, как правило, не комментирует ситуацию в действующих банках.

Продолжим сравнения. В мае был отток не только в Цеснабанке, но и Нурбанке – около 1 млрд тенге, в HSBC Банк Казахстан – 300 млн, в Эксимбанке и в других банках. Вот эти суммы можно объяснить ежедневным процессом работы банка. А 20,5 млрд тенге – нет.

Какие ещё причины, кроме непредсказуемых клиентов банка, могли быть? – Вопрос не праздный, ведь Цеснабанк в последние годы “пошёл в народ”: стал привлекать розничных клиентов, наращивать количество отделений, в том числе — в Алматы, не экономя и открывая их и в центре города.

“Слухи о новой девальвации – вполне вероятная причина оттоков”, — считает CEO компании финансового консалтинга Powerhut Майкл Картер.

“Плановых оттоков физлиц на такие суммы я не встречал, если только это не деньги самого акционера. Но если ему надо было конвертировать, то гонять деньги не надо, всё можно в банке сделать легко. Затрудняюсь ответить”, — опровергает ответ руководства Цеснабанка другой эксперт — банкир, не пожелавший называть своё имя.

Итак, этот отток – или всё-таки неожиданный, или вопрос квалификации топ-менеджеров банка. Но второе нас мало интересует – банк частный и каких менеджеров держать – собственнику виднее.

А вот вопрос с оттоком – интересный. Понятно, что в большом банке — больше крупных вкладчиков. Но вот пришло несколько людей, пять например, и забрали по $22 млн каждый. Это же не ежедневный процесс? А если завтра таких людей придет втрое больше? Что останется мелким вкладчикам, когда они захотят забрать свои вклады по 2 млн тенге? Как может развиваться ситуация мы уже видели в случае с sms-атакой тоже крупных банков – kaspi, банка ЦентрКредит и Альянс Банка. Тогда ситуация могла спровоцировать отток вкладов из всей банковской системы. Ведь граждане не очень-то полагаются на то, что КФГД страхует вклады до 5 млн тенге.

Не рано успокаиваться?

Но тогда выходит, что регулятор и банки рано начали радоваться возврату вкладчиков в банки и верить в то, что банковская система вновь обрела былую устойчивость. И если “завтра” какой-то из банков первой десятки объявит, что задерживает выплаты по вкладам и станет объяснять задержку… впрочем, объяснение не так уж и важно.

Если бы не государство, то вкладчики бы враз осознали истину, что даже в эпоху высоких ставок по вкладам – невозможно зарабатывать на этом бесконечно. Вхождение государства в капиталы банков в 2009-м, гарантирование вкладов, лишило банки стимула работать над укреплением своей финансовой устойчивости. Да и клиент должен учиться разбираться в конкурентоспособности и финансовой устойчивости банка, а банки, соответственно, работать над этим.

Кстати, в прошедшую пятницу журнал Euromoney назвал Цеснабанк “Лучшим банком Казахстана 2014”. Но журнал и БТА Банку оказывал эту честь. Всем известно, чем это закончилось. Эти “номинации” больше дезинформируют.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.