Голые плечи казахских невест и национальные богатства

Не только футбол может стать пищей для размышлений и темой для материалов. Это доказывают наши коллеги из казахскоязычных СМИ. “Антигептильщики” замутят майдан, если казахстанские власти будут игнорировать их требования, а беженцев с Украины можно пускать в страну, но при определенных условиях. Почему казахские невесты должны одевать только национальные свадебные наряды, и причем тут национальные богатства? Обо всем этом в очередном обзоре казахских СМИ

Информация о том, что в Казахстан прибыли беженцы из Украины и Сирии не на шутку встревожила казахскую прессу. В короткой заметке “Елімізге Сирия мен Украинадан босқындар келе бастады” (В страну начали прибывать беженцы из Сирии и Украины) портал shyn.kz выражает озабоченность этим обстоятельством.

“Управление Жамбылской областной миграционной полиции сообщило о том, что в область прибыли беженцы из Украины и Сирии. Некая Айеш Хасан гражданка Сирии, имеющая медицинское образование обратилась в местный филиал партии “Нур Отан”, с просьбой помочь с работой. Однако, в областном департаменте здравоохранения, по ее словам, ей было отказано в этом из-за несоответствия ее образования казахстанскому законодательству. По данным миграционной полиции, в область прибывают также граждане Украины. По некоторым сведениям, их число в Таразе уже больше 20 человек”, — сообщает портал.

Между тем, на интернет-ресурсе abai.kz по этой теме провели опрос задав вопрос в материале: “Сауалнама:украиналық босқындарды қабылдау қажет па, жоқ па?” (Нужно ли принимать украинских беженцев). Отвечая на вопросы редакции политик Амиржан Косанов, сказал, что этот процесс должен проходить не стихийно, а на межгосударственном уровне.

обзор казахстанских СМИ

“Несмотря на то, что существуют международные договора на этот счет, независимое государство должно на своем уровне решать этот вопрос и в соответствии со своими интересами. Украина должна отправить Казахстану на государственном уровне заявление, и этот вопрос должен рассматриваться в парламенте и оформлен на уровне правительства”, — считает политик.

По мнению другого респондента редакции, бывшего журналиста Мухтара Сенгирбая, пока нет повода волноваться. “В данный момент нет наплыва беженцев из Украины, потому что наши страны все-таки находятся географически не так близко. Но тем не менее правительство должно держать эту проблему на контроле и действовать в интересах национальной безопасности”.

обзор казахстанских СМИ

Среди опрошенных редакцией экспертов оказался и главный редактор самого портала abai.kz Даурен Куат. “Бежавшие из Украины, это этнические русские, они должны ехать на свою историческую родину — в Россию. Конечно, нельзя всех бежавших из Украины считать одинаковыми. Но у каждой страны есть свои законы, соблюдение безопасности. Кто даст гарантию, что люди имевшие дело с сепаратистами не принесли с собой идею сепаратизма”, — задается он вопросом.

обзор казахстанских СМИ

К слову, позже появилась информация, что сведения о прибывании беженцев в Казахстан не соответствует действительности.

Газета “Туркестан” напомнила читателям, что на днях движению “Антигептил” исполнился год и опубликовала интервью с одним из активистов движения — “Антигептилге” 1 жыл: күресімізді жалғастыра береміз!” (Антигептилу 1 год: будем продолжать борьбу). В интервью изданию Болатбек Блялов рассказав о целях движения, делится планами на будущее.

“Наши государственные органы должны принять политическое решение по проблеме “Протонов”. Мы поднимаем не только экологические вопросы, но и политические. Девиз нашего движения звучит так: “Сегодня — Антигептил, завтра — майдан”, поэтому если наша власть так и останется в фарватере российской политики, и у нас вполне возможен майдан. Мы верим в победу “Антигептила”. Мы как граждане Казахстана, как казахи остановим гептил. И будем прилагать все усилия для того, чтобы страна процветала, как этого хочет народ!“, — был оптимистичен антигептильщик.

обзор казахстанских СМИ

Не менее оптимистичной выглядела статья на интернет- портале abai.kz озаглавленная “Ұлттық байлық — халықтың қолында” (Национальные богатства — в руках народа).

“Обыватели в нашем обществе по разному понимают понятие национальные богатства. Это не только наши природные ресурсы, но и традиции, а также духовные ценности. Предприятия обрабатывающие те же самые богатства, заводы и фабрики тоже относятся к национальным богатствам. Сейчас все это переходит в руки народа, об этом свидетельствует процесс приватизации. И зря многие думают, что это их не касается, потому что казахстанцы тоже активные участники глобальной конкуренции, как и другие народы”, — начинает издалека автор и подводит к главной мысли. — “Лидер нации Нурсултан Назарбаев поставил перед Казахстаном большую стратегическую цель — войти в 30-ку развитых стран мира”.

“Сейчас никто не знает, какой будет эта 30-ка, но Казахстан должен занять в ней свое место”, — приводит автор слова елбасы из стратегии “Казахстан-2050”.

“Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу подробно рассказал о второй волне приватизации. Но многие простые казахстанцы при слове приватизация, вспоминают лихие 90-е прошлого столетия или проекты в России и Украине, повязшие в коррупции. Но глава государства объяснил четко, что “это принципиальный шаг сделанный для укрепления отечественных предприятий”, и что, это “передача национальных богатств в руки народа”. Поэтому все казахстанцы должны воспринимать это как национально-патриотический проект направленный на развитие предпринимательства. То есть, главная цель новой волны приватизации — справедливая передача национальных богатств в руки народа”, — наивно полагает автор.

Впрочем, казахстанцы, которых автор называет “простыми” довольно скептически и иронично отнеслись к главному месседжу статьи. “Какой там, богатства в руках народа, о чем ты? Понятно, в чьих они руках”, — комментариев подобного содержания было немало под материалом.

Со своей стороны, хочу задать вопрос автору статьи: к чему это он вдруг начал разъяснять послание президента, вроде оно сделано не вчера, и с чего он взял, что простому народу, по его мнению, “не разбирающемуся в понятии приватизации” что-то перепадет в ходе ее новой волны?

Еще две темы оказались на гребне волны казахских СМИ. Скандальное интервью Али Окапова, сына Розы Рымбаевой в передаче «Сырласу» на телеканале «Астана» вызвало большой резонанс. В интервью молодой певец заявил, что, «те, кто критикует мою маму за участие в музыкальном клипе «Беш», тупые люди, сидящие целыми днями у компьютеров». Позже, Али Окапов извинился перед читателями за свои слова, написав на своей странице в Твиттере, что не так выразился — написал сайт massaget.kz  

обзор казахстанских СМИ

Болеющие за судьбу скандального редактора Жарылкапа Калыбая и его журнала “Аныз Адам” вновь встретились в суде на этой неделе. На этот раз Калыбай получил иск от ветеранов-афганцев. “В последнее время проводящий свое время больше в судах, нежели в редакции своего журнала Жарылкап Калыбай заявил отвод судье. Он объясняет это тем, что судья Тургымбаев в прошлом году несправедливо осудил его за требование общаться на казахском на борту самолета. И поэтому журналист не хочет вновь доверять свою судьбу этому судье”, — передает “31” канал.

Тем временем, на сайте газеты “Қазақ үні” озаботились нравственностью казахских невест, появляющихся на свадьбе в слишком откровенных нарядах. В заметке “Жас келін…Жалаңаш иық” (Молодая невеста, голые плечи) автор подвергает обструкции не только казахских девушек, одевающих свадебное платье с оголенными плечами, но и ее родственников, а также супруга.

обзор казахстанских СМИ

Как понять невест, появляющихся на свадьбе в платье с голыми плечами, и глубоким декольте? Бывают и экземпляры с полностью голой спиной до пояса. И почему на это спокойно смотрят ее муж, родители жениха и невесты? Им, что все равно? Разве достойно казахской невесты, то, что делают русские или западные невесты? У нас на юге, не то, чтобы плечи открывать, даже волосы прикрывают ведь. Очень симпатично смотрятся целомудренные национальные свадебные наряды. И нет лучше национального платья, чем, казахские во всем мире. И откуда взялась эта традиция у современного тамады заставлять танцевать невесту с отцом. Пусть сваты танцуют друг с другом. Ставший традиционным танец зятя с тещей, а невесты с отцом на узату-той (проводы невесты — автор.) большая глупость и не только тамады, но и хозяев свадьбы. Очень грубо смотрится и “обряд” со свадебным тортом, который режут жених с невестой и заставляют есть родителей. Лучше бы почаще вспоминали о традиции пить чай из рук невестки”, — возмущается автор.

Национальные традиции помнить это хорошо, конечно, но глобализацию никуда не денешь, ведь и букет невесты, который они бросают в конце свадьбы, тоже не наша традиция. Однако, многие современные казахские свадьбы уже давно проходят с использованием многих западных обрядов, что народ их уже принимает за истинно казахские. Заметим, что подобного рода материалы довольно часто появляются в казахской прессе.

Такой выдалась неделя в казахских СМИ глазами вашего корреспондента. Нашим казахоязычным коллегам хочется пожелать побольше острых и ярких тем, действительно, волнующих все казахстанское общество, а не только его отдельную часть.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.