Где кончается русский мир и начинается пятая колонна?

На днях Уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов заявил, что “огромное число наших соотечественников за рубежом, целые сегменты Русского мира продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в контексте обеспечения своих прав и законных интересов”

Знаменательная речь была произнесена в столице Латвии на региональной конференции российских соотечественников стран Прибалтики. И вызвала много встревоженных комментариев. Сейчас такое время, что можно всего ожидать. Вдруг Россия действительно примется защищать “права и законные интересы соотечественников” всеми доступными средствами. Как, например, это делают США.

Правда, США защищают за границей своих американских граждан. А живущие в Прибалтике или Казахстане русские – граждане этих государств. Или “негры” — так в Латвии называют не-граждан. То есть людей, постоянно живущих в стране, но не удостоенных высокой чести получить латышское гражданство. Его можно приобрести только после уплаты пошлины и проверки знаний латышского языка, конституции и истории Латвии. “Негров” более 300 тысяч. Они имеют уникальный, не имеющий аналогов в мире “паспорт негражданина Латвии”. В основном это этнические русские.

Где кончается русский мир и начинается пятая колонна

А теперь вот Россия возьмёт и начнёт выдавать им российские паспорта. Или поставит вопрос в ООН о создании в Латвии русской автономии. Или то и другое одновременно.

Сейчас всё чаще раздаются голоса, что в начале 90-х, после распада СССР, пока Ельцин пил водку и воевал с Верховным Советом, в национальных республиках так далеко подвинули русских и саму Россию, что теперь, когда страна окрепла, надо хоть что-то исправить.

Доктор политических наук Игорь Зевелёв в статье “Границы русского мира” формулирует эту мысль более изящно:

“Из широкого набора идей, появившихся в интеллектуальном дискурсе о постсоветской идентичности России за последние 20 лет, в конце концов были выбраны те, которые представлялись наиболее подходящими для легитимации режима и укрепления независимости, силы и влияния российского государства. К таковым относятся в первую очередь две концепции. Первая – идея о том, что Россия должна быть мощной, самостоятельной великой державой, являющейся оплотом всех консервативных сил, борющихся против революций, хаоса и либеральных идей, насаждаемых США и Европой. Вторая – представление о существовании большого русского мира и российской цивилизации, отличной от западной и выходящей за государственные границы собственно России.

Обе концепции не очень хорошо совмещались с доминирующими дискурсами на Западе и воспринимались там как своеобразная интеллектуальная архаика. Это не выглядело проблемой, имеющей прямое отношение к системе международных отношений и европейской безопасности. Именно поэтому поведение Москвы в марте 2014 г. стало большой неожиданностью для большинства зарубежных лидеров и аналитиков, не погруженных во внутренний российский дискурс, развивавшийся все более изолированно от глобальных тенденций”.

В скобках надо напомнить, что 7 марта 2014 года пресс-секретарь российского нацлидера Дмитрий Песков, комментируя события в Крыму, заявил, что президент России Владимир Путин “является гарантом безопасности русского мира”.

Известный российский оппозиционный публицист Андрей Пионтковский в статье “Новый сладостный “Русский мир” уверяет, что после Крыма “Путин становится заложником покорившего сердца впечатлительных россиян нового героического мифа. В пропагандистской эксплуатации этого мифа таится серьезная опасность, логика его требует динамики, картины непрерывно расширяющейся вселенной “Русского мира”. Статика, любой намек на отступление перед внешним врагом смертельны, порождают даже среди самых горячих сторонников страшное подозрение: “Царь не настоящий!”. Теперь да самого своего последнего дня во власти он обречен быть Владимиром Настоящим, льстить и потакать своему арийскому племени”.

Ну, правда, Пионтковский известен ещё и статьёй “Почему Путин уйдёт в 2013 году”. А потом коллега вынужден был писать продолжение и объяснять, что не ошибся с прогнозом, поскольку “политический режим уже мёртв”, а то, что мы сейчас наблюдаем это “фантом”.

Как видим прогнозы дело неблагодарное. Давайте лучше попробуем уточнить, что же такое этот Русский мир.

Существует большое количество определений. Классическое принадлежит драматургу Николаю Александровичу Островскому и сделано ещё в конце XIX века: русский мир это “человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев”. Сегодня, как вы понимаете, оно не слишком актуально.

Наш современник Пётр Щедровицкий, политолог и политтехнолог, первый заместитель директора института философии Российской академии наук, предлагает такую формулировку: “Русский мир — сетевая структура больших и малых со-обществ, думающих и говорящих на русском языке”. Добавляя при этом — “не секрет, что на территории, очерченной административными границами РФ, проживает едва ли половина населения Русского мира”.

Щедровицкому, кстати, принадлежит знаменитое выражение начала 90-х “страна уехала от своих граждан”.

Если же формулировать встречное определение Русского мира — со стороны латышских или, допустим, казахских националистов, — то оно, пожалуй, совпадёт с понятием “пятая колонна”. То есть Русский мир за рубежом — это люди, живущие на территории одного государства, но в большей или меньшей степени связывающие свои интересы и надежды с другим государством.

Беспристрастно и безоценочно рассуждать на эти темы очень сложно.

Ситуацию запутывает ещё и то обстоятельство, что в некоторых национальных республиках, например, на Украине и в Казахстане, огромное количество представителей “титульной” нации говорят на русском языке как на родном. На нём ведут сейчас антироссийскую полемику в интернете. Эти люди тоже представители русского мира?

Крайне сложен и вопрос о том, каким образом можно увязать вроде бы логичные призывы патриотов национальных республик ускорить перевод делопроизводства на государственный язык, отключить российские телеканалы в целях обеспечения “безопасности информационного пространства” — с законным правом “некоренного” населения говорить на том языке, на каком ему нравится и смотреть те передачи, какие хочется.

Тем временем украинский президент Петр Порошенко выступил в конгрессе США и заявил следующее:

“Россия лелеет имперские амбиции. В 2008 году русские войска оккупировали Абхазию и Южную Осетию, теперь — вторглись в Украину. И все это под предлогом защиты русских или русскоязычного населения. Но на русском языке говорят не только в Украине. А и в Молдове, Казахстане, балтийских государствах, Польше и даже в Германии достаточно большое меньшинство. Так кто будет следующим? Много вопросов, включая эффективность глобальной системы нераспространения оружия — окажутся под угрозой, если не будет должного ответа от Америки”, — сказал Порошенко.

В общем, по мнению украинского президента, без Америки границы Русского мира не установить.

Существуют, конечно, и другие варианты. Если кремлёвское начальство будет меньше воровать, начнёт уже строить доступное жильё и хорошие дороги по всей стране, бороться с монополиями, платить человеческие зарплаты не только в Москве, но и в глубинке, — то Россия перестанет быть пугалом для соседей и окажется для них примером. По-другому заиграет и понятие “Русский мир”… Но, боюсь, случится это уже не при нашей жизни.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.