Максат Усенов – шальная политическая бомба

Прошли общественные слушания памяти Алтынбека Сарсенбаева, посвященные работе правоохранительных и судебных органов

“Сначала придумывается преступление, потом его пытаются втиснуть в правосудие”, – обрисовала нынешнюю ситуацию Гульжан Ергалиева, главный редактор журнала “Адам бол”. Прозвучало это в ходе ежегодных слушаний, посвященных памяти убитого политика Алтынбека Сарсенбаева и его помощников – Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына. Но главная угроза политическому режиму сегодня исходит от мажоров вроде Максата Усенова, которые могут выступить детонатором мощного спонтанного народного взрыва.

общественные слушания памяти Алтынбека Сарсенбаева

“Что есть государство без справедливости? – Шайка разбойников”, – привел слова Блаженного Августина (4-ый век) Евгений Жовтис, правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ). На слушаниях он выступил в качестве одного из докладчиков. Социальная несправедливость, физическая незащищенность, неуверенность в завтрашнем дне – такие ощущения среди населения страны сегодня носят массовый характер.

Г-н Жовтис отдельно остановился на том, что компетентный, беспристрастный, справедливый суд прописан в Конституции Казахстана, с 2010 года есть даже статья в уголовном кодексе “несправедливость приговора”. “Справедливость нужна всем” – еще один его тезис. Но та же история с убийством Алтынбека Сарсенбаева и его помощников свидетельствует: “Истина не установлена, справедливость не обеспечена”.

Правозащитник обратил особое внимание на превратное толкование цифр функционерами от правоохранительной сферы. Тот факт, что в РК менее 1% оправдательных приговоров, они преподносят как показатель высокого качества работы судебной системы. Евгений Жовтис в связи с этим указал, что в сталинском СССР было 12% оправдательных приговоров, в царской России – 20%, а в современных странах Европы данный показатель колеблется в коридоре 18-25%.

“На бумаге наше законодательство вполне справедливо”, – отметила общественный деятель Маржан Аспандиярова, которая тоже выступила с докладом. Однако когда дело доходит до правоприменительной практики, то ситуация меняется кардинально. Касаясь фигурантов дела Алтынбека Сарсенбаева со стороны работников следствия, прокуратуры и суда, докладчица акцентировала: “На фоне многочисленных уголовных преследований экс-акимов и экс-министров, те, кто участвовал в фальсификации уголовного дела по Сарсенбаеву, избегают наказания, растут горизонтально и вертикально, спокойно уходят на пенсию”.

Убийство оппозиционного политика и его помощников г-жа Аспандиярова позиционирует так: “Безусловно, это был акт государственного политического терроризма”. “Необходима отмена закона “О Первом Президенте”, как нарушающем принцип равенства всех перед законом за совершенные преступления”, – заявила она. В ходе слушаний докладчицу поддержал общественный деятель Ермек Нарымбаев: “Президента можно привлечь только за измену Родине, а за изнасилование, убийство, кражу нельзя”.

“Мы живем в эпоху безоппозиционности, – так оценивает специфику текущего момента Сергей Дуванов, правозащитник, “КМБПЧиСЗ”. – Политическое системное оппонирование Назарбаеву закончилось. Осталось из разряда диссидентов и клубов по интересам”. “Я пока не вижу тех, из кого может вырасти оппозиция как политический институт”, – сообщил г-н Дуванов. Националистов он за политическую силу не считает, коммунисты еще эфемернее, либералы после разгрома Демократического выбора Казахстана затаились, демократов не осталось, “гражданские активисты часто аморфны и политически незрелы”. “Нынешний период безоппозиционности может затянуться. По крайней мере до смены президента”, – прогнозирует Сергей Дуванов.

“Изменения иногда происходят спонтанно”, – заметил общественный деятель Толеген Жукеев. Это стало реакцией на доклад Сергея Дуванова. Нынешнюю ситуацию г-н Жукеев рассматривает как “повод искать новые способы сопротивления”. “Вера в исторический прогресс должна обязательно присутствовать”, – подчеркнул он.

“Как нам стать нормальным народом? – задался вопросом Серикболсын Абдильдин, политический деятель. – К великому сожалению все те, кто проявляет себя – испытывают целенаправленное давление. За 23 года мы ничего не построили. Во имя чего бьют по продвинутым гражданам? – Чтобы закрепить место за одним человеком. Разве это не глупость? У нас средневековье в худшем варианте”.

Гульжан Ергалиева считает, что в сложившейся ситуации казахстанцев мог бы защитить окружающий мир. Но на такой случай государство ничего не подписало и поэтому ни у кого нет законных оснований для вмешательства. “Казахстанское общество, какое оно есть, начинает созревать в рамках собственных интересов. Не будем терять оптимизм”, – призвала она. Про власть г-жа Ергалиева заявила: “Они боятся – это тоже результат. Президент уже не тот – центр силы не работает в прежнем объеме и этим пользуются молодые волки”.

“Неверие в правоохранительную систему подрывает веру в само государство”, – акцентировал политик Амиржан Косанов. Он призвал создать “Белую книгу” казахстанского правосудия, куда внести всех следователей, прокуроров и судей, принимающих неправосудные решения. Все туда вносить на перспективу, чтобы в подходящий момент вся систематизированная информация была под рукой. Идею активно поддержал правозащитник Андрей Свиридов.

Политолог Айдос Сарым выделил: “Сегодня в обществе кроме чиновничества не осталось какой-либо организованной страты, которая способна проводить реформы”. Сам он возлагает надежды на национальную буржуазию. Ведь если в стране по официальным данным 15000 долларовых миллионеров, то значит имеются люди, которым есть что терять.

“Почему власть испугалась Максата Усенова? – поставил вопрос г-н Сарым. – Потому что зажравшийся мажор может делать с правоохранительной системой что захочет. От него исходит колоссальная угроза для власти”. “Они боятся не Усенова, а вспышки общественного недовольства, которую он может вызвать. Сейчас власть боится всего”, – отметил журналист Рамазан Есергепов в свете вероятного тунисского сценария. Потом он добавил: “Бывшие руководители оппозиционных сил навредили общему делу больше, чем власть. Многие из тех, кто призывал на баррикады, сегодня здесь не присутствуют”.

Г-н Есергепов рассматривает суды как легальную площадку для выражения общественного недовольства. Поэтому он призвал сочувствующих приходить в суды сотнями и тысячами, когда через них осуществляется политическое преследование. Таким образом можно будет и оказать поддержку, и выразить свою гражданскую позицию.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.