New Straits Times: Упадок России, станового хребта ЕАЭС, — это плохо для россиян. Но такой вывод не означает, что это хорошо для Запада

Фэн Ючжун, старший аналитик-русист в Китайском институте современных международных отношений, считает, что “самое трудное время для российской экономики только началось, и при этом перспективы на ближайшие три года омрачены крупными проблемами. В таких условиях Пекин изъявляет готовность придти к Москве на помощь

“Сегодня Евразийский союз подвергается очень большому риску, честно скажу, в связи с кризисом”, — сказал Нурсултан Назарбаев на состоявшейся 21 декабря в Астане встрече с представителями СМИ Казахстана.

Особенно сложным в такой ситуации представляется положение России, станового хребта ЕАЭС, который должен заработать с 1 января. И это уже отрицательно сказывается на взаимной российско-казахстанской торговле. По данным министерства национальной экономики РК, за 11 месяцев текущего года товарооборот с Россией снизился на 19,7 процента. Причем сократился как экспорт, так и импорт. В ходе брифинга в СЦК заместитель министра национальной экономики РК Мадина Абылкасымова в этой связи дала такое пояснение:Но в целом данная тенденция характерна не только для товарооборота с Россией, в целом за 10 месяцев этого года мы наблюдали общее снижение товарооборота с другими торговыми партнерами на 8,3%. Снижение товарооборота связано с рядом факторов, и ситуация в российской экономике — это только один из факторов”.

Упадок России

Однако факт остается фактом: за указанный период товарооборот Казахстана со странами Таможенного союза, то есть со своими ближайшими торгово-экономическими партнерами, снизился почти на 20 процентов, а с другими – всего на 8,3 процента. Такая разница в значительной мере обусловлена, надо полагать именно теми трудностями, с которыми сейчас сталкивается экономика России. В этой ситуации Казахстан и Белоруссия мало чем могут ей помочь. Другое дело – Китай.

Газета Chinadaily USA опубликовала статью под названием “Beijing willing to assist Moscow” — “Пекин готов помочь Москве”.

В ней говорится так: “Министр иностранных дел Китая Ван И в субботу журналистам заявил, что “у России достаточно способностей и мудрости для преодоления имеющихся при нынешней экономической ситуации трудностей”.

“Если российской стороне потребуется, мы предоставим необходимую помощь в рамках наших возможностей”, — сказал Ван.

Ван заявил, что Китай и Россия неизменно оказывают друг другу поддержку и помощь.

Фэн Ючжун, старший аналитикрусист в Китайском институте современных международных отношений, считает, что “самое трудное время для российской экономики только началось, и при этом перспективы на ближайшие три года омрачены крупными проблемами.

Исследователь сослался на укрепление доллара США и сказал, что развивающиеся экономики, в том числе и Россия, пострадают больше, поскольку деньги все больше и больше утекают обратно в США.

“Для значительного выправления страдающей экономики требуется вступление в силу ряда мер”, — сказал Фэн.

Российский президент Владимир Путин на состоявшейся в четверг в Москве ежегодной пресс-конференции заявил о том, что сотрудничество с Китаем является одним из краеугольных камней экономического восстановления и процветания России.

Чжан Дэгуан, бывший посол Китая в России, сказал, что у Москвы имеются валютные резервы, составляющие сотни миллиардов долларов, и с такой поддержкой российская экономика “по-прежнему далека от того, чтобы быть полностью парализованной”.

Ли Цзяньминь, научный сотрудник Китайской академии социальных наук, предположил, что помощь Китая будет предоставляться через механизмы, включающие Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС.

Ранее в этом месяце, когда российский премьер-министр Дмитрий Медведев встречался в Астане, столице Казахстана, с премьером Ли Кэцяном, они договорились о расширении сотрудничества по вопросам железных дорог, инфраструктуры и развития российского Дальнего Востока”.

Принято считать, что трудности российской экономики связаны во многом с западными санкциями, введенными против Москвы в связи с событиями на Украине, которые, в свою очередь, были спровоцированы, как полагают на Западе, кремлевскими планами евразийской интеграции.

Когда теперь заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявляет о том, что США целенаправленно занимаются осложнением ситуации в российской экономике, вспоминается то, что еще в 2012 году Хиллари Клинтон в свою бытность государственным секретарем США характеризовала планируемый Евразийский союз как “шаг к повторной советизации региона” и добавила: “Мы знаем, какова цель, и мы пытаемся выработать эффективные способы его замедления или предотвращения”. Похоже, такие действенные методы у американцев появились и уже приносят свои плоды. По словам заместителя главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Рябкова, “представители администрации США с плохо скрываемым удовлетворением комментировали” экономические проблемы в РФ. “То, что Вашингтон, финансово-экономический блок администрации США осознанно и целенаправленно приложил руку к тому, чтобы создавать осложнения для нашей экономики — в этом у нас нет никаких сомнений”, — заявил представитель МИД РФ. Французский дипломат Шарль Талейран утверждал, что язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. А тут получается, что высокопоставленные представители внешнеполитических ведомств США и РФ принялись резать правдуматку без всякой, что называется, дипломатии. Это, видимо, не к добру – как для одних, так и для других. Осознание такой очевидности приходит к людям по обе стороны противостояния по Украине.

Издание New Straits Times опубликовало материал под названием “Who's playing marbles now?” — “Кто сейчас играет в шарики?”.

В нем утверждается следующее: “Упадок России — это плохо для россиян. Но такой вывод не означает, что это хорошо для нас.

В условиях, когда мир становится настолько взаимосвязанным и взаимозависимым, вы получаете стратегически противоположный результат: Ваши друзья через бесхозяйственность (к примеру, Греция) могут навредить вам быстрее, чем ваши враги. А падение ваших конкурентов (к примеру, России и Китая) может оказаться более опасным, чем их подъем. Если Россия, экономика, охватывающая девять часовых поясов, погрузится в рецессию и не сможет оплачивать долги иностранным кредиторам со своих снизившихся нефтяных доходов — и все это приведет к политической нестабильности и дефолтам для западных банков, — этот крах станет ощущаться во всем мире”.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.