Издание Diplomat опубликовало статью Паоло Сорбелло под названием “Kazakhstan's Broken Brokerage” — “Подорванное посредничество Казахстана”.
В предисловии к ней говорится так: “Несостоявшаяся встреча в Астане высвечивает пределы усилий Назарбаева по сведению России и Украины вместе”.
Далее уже в самой статье излагается следующее: “В четверг утром аэропорт в Астане не кишел европейскими дипломатами, как ожидал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всего неделю назад. Встреча в нормандском формате для оказания содействия нахождению решения по украинскому кризису, которая должна была состояться 15 января, оказалась отменена, поскольку при контактах между российскими и украинскими министерствами иностранных дел за последние недели был отмечен незначительный прогресс. Местная пресса в Казахстане была насыщена ссылками на Нормандию, подразумевающими первую встречу Владимира Путина и Петра Порошенко на северном побережье Франции в ходе состоявшегося в июне прошлого года празднования 70-летия высадки там войск союзников. Президенты России и Украины с тех пор разговаривали при нескольких случаях, в промежутках от перспективных шагов вперед до разочаровывающих неудач.
Назарбаев посетил Украину с целью проведения приватных переговоров с ее лидерами в декабре, как раз перед Евразийским саммитом в Москве. Центрально-азиатский лидер косвенным и символическим образом делал заявление о трудности сохранения баланса, который его страна должна поддерживать между Киевом и Москвой. Путеводный принцип многовекторной внешней политики присутствует в Казахстане с момента обретения им государственной независимости в 1991 году. На Украине Назарбаев продолжил эту традицию, предлагая беспрепятственное политическое и торговое сотрудничество украинским коллегам. Из Киева Порошенко закрыл 2014 год, объявляя о том, что следующий “дипломатический год начнется 15 января в Астане”, и приветствуя приглашение Назарбаева.
Первоначальная встреча в нормандском формате состоялась при посредничестве канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. Различные европейские лидеры выдвигали в течение следующих месяцев свои инициативы с целью сведения Путина и Порошенко вместе. Совсем недавно, 5 января четыре лидера встретились в Берлине. Назарбаев воспользовался случаем посетить Германию и публично подтвердить готовность Астаны стать следующим местом для принятия переговоров. Однако в последующие дни надежда растаяла, поскольку дипломатические контакты оказались не в состоянии выявить какие-либо признаки значимого прогресса. Олланд публично выразил свою обеспокоенность последними событиями, и встреча, в конце концов, была отменена 12 января. Дипломатические контакты на более низком уровне между четырьмя странами, составляющими “Нормандский квартет”, продолжают проводиться. Как ни странно, Казахстан не является одной из них. Назарбаев на самом деле пытается выступать посредником на переговорах, которые находятся совершенно вне его досягаемости.
Многовекторная политика открыла для Казахстана путь к ряду экстравагантных вариантов. От обязательства по борьбе с распространением лихорадки Эбола в Западной Африке до подписания Договора об Антарктике в ноябре 2014 года, Назарбаев исходил из своего способа утверждения возглавляемой им страны в качестве надежного игрока на международной арене. На этот раз он попытался обратиться к сложной проблеме, которая косвенным образом касается его страны. Примечательно то, что Казахстан оказывался объектом ряда реваншистских заявлений со стороны политических и культурных деятелей в России вследствие утвердившегося присутствия этнических русских, в особенности на севере страны. Насилие в Киеве, сепаратистские войска в Восточной Украине и прошлогодний референдум в Крыму — все это отчасти составляет головную боль для Астаны.
Встреча в Казахстане была отложена на неопределенный срок, но европейские дипломатии уверены в том, что она все еще может иметь место в ближайшие недели, если ситуация улучшится. Так что Назарбаев расположится на трибунах и станет ждать нахождения Путиным и Порошенко точек соприкосновения, в то время как Франция и Германия активно пытаются сблизить эти две стороны. Похоже, что ему придется продолжать занимать неудобное положение “внешнего посредника” — с риском бесполезности”.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.