Орден вместо денег

Орден имени Александра Невского увез Александр Лукашенко с заседания Высшего Госсовета Союзного государства в Москве

Вечером 3 марта российские СМИ опубликовали замечательные снимки с заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси в Москве. На фото – хитро улыбающийся Владимир Путин и криво ухмыляющийся, понурый Александр Лукашенко.  Выразительные снимки сопровождают новость о том, что российский президент вручил своему белорусскому коллеге орден Александра Невского. "За большой личный вклад в развитие дружественных связей между Россией и Белоруссией, углубление двустороннего взаимодействия в политической, оборонной, экономической и социальной сферах", как сообщает пресс-служба Кремля.

Орден Александра Невского

Почему такой кислый вид у Александра Лукашенко, догадаться несложно. Среди официальных сообщений о подписанных по итогам встречи 4 соглашениях, 11 решениях и 36 проектах, а также среди патетических заявлений для прессы о "потенциале межрегионального сотрудничества"  и "наращивании взаимной инвестиционной активности" не было ни слова о выделении Беларуси заемных средств.

А ведь именно денег ждет Минск от Москвы в условиях кризиса. Падение золотовалютных резервов ниже $5 млрд., большие выплаты по внешним долгам, сокращение товарооборота с Россией и поступлений от нефтепереработки заставляют правительство республики искать новые источники финансирования. И основной расчет, конечно, на Россию.

"Я имею твердые договоренности с президентом и премьер-министром: если нам будет трудно, очень будет тяжело – Россия плечо подставит. Я процитировал Путина", – говорил Лукашенко на 7-часовой пресс-конференции в январе. Россия обязательно поможет, уверен Лукашенко, и не потому, что белорусы – "нахлебники", "а потому, что, давайте откровенно говорить, наша экономика – часть российской экономики".

Доводы по части общей экономики белорусское правительство месяц назад изложило в программе совместных белорусско-российских антикризисных мер. В документе оно мотивировало необходимость предоставить республике финансовую поддержку. По сведениям из разных источников, Минск просит у Москвы от $2 до 2,5 млрд. "коротких и длинных денег".

Согласно версии белорусских СМИ, такая сумма может сложиться из облигаций и межгосударственного правительственного кредита. За счет кредита может быть предоставлено порядка $500 млн. – это предел, выше которого потребуется пересмотр российского бюджета. Еще $2 млрд. якобы планируется взять за счет размещения белорусских государственных облигаций на Московской бирже.

Свою заявку белорусская сторона мотивирует потерями от девальвации российского рубля, а также от "нефтяного маневра" России и от падения мировых цен на нефть. После того как республике удалось выторговать у Кремля право на зачисление экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов в белорусский бюджет (до 2015 года Беларусь перечисляла их в российский бюджет), Минск рассчитывал, что этих денег хватит на погашение примерно половины платежей по внешнему госдолгу в новом году.

Однако резкое снижение Россией пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов при одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых – так называемый "нефтяной маневр" – заметно повысил цену российской нефти для Беларуси и соответственно снизил маржу белорусских НПЗ.  Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты только усиливает неразбериху и стресс для белорусской нефтепереработки. Ответственность Москвы за последствия для белорусской экономики – лейтмотив минского варианта двустороннего антикризисного плана.

Кроме того, в программе идет речь о согласовании макроэкономической политики, использовании расчетов в национальных валютах между двумя странами, а также об устранении барьеров во взаимной торговле товарами и услугами и т.д. Декларируемая Минском задача – восстановить товарооборот Беларуси и России до пиковых значений 2012 года. За последние два года он снизился с $43 млрд. до $37 млрд.

В Кремле инициативу о подготовке совместного антикризисного плана поддержали и пообещали провести работу над ним со своей стороны. Более того, министр финансов РФ Антон Силуанов публично подтвердил, что в случае крайней необходимости Россия рассмотрит возможность предоставления финансовой помощи Беларуси. "Сейчас мы изучаем ситуацию вместе с нашими белорусскими коллегами. Мы анализируем все факторы, оказывающие воздействие на экономическую ситуацию в обеих странах, в частности, санкции и падение цен на нефть. В настоящее время мы ведем переговоры", – говорил Силуанов в конце января.

Финальную версию антикризисного плана планировалось рассмотреть и согласовать как раз таки на заседании Высшего госсовета Союзного государства 3 марта. Но, судя по отсутствию каких-либо сообщений на эту тему, вопрос денежной помощи в этот раз не поднимался.

Вместо этого подписали бюджет Союзного Государства на 2015 год (около 5 млрд. российских рублей), обсудили социальную сферу и миграционную политику внутри российско-белорусского интеграционного образования, поговорили об устранении барьеров внутри ЕАЭС и совместных мероприятиях к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На фоне обычной рутины вручение ордена выглядело событием, которое только оттеняло отсутствие оных.

"Я бы хотел все-таки сказать еще раз, – обратился Путин с речью к Лукашенко после церемонии награждения, – что без вашей активной, открытой позиции по сближению Беларуси и России не было бы не только союзного государства — хотя много еще там предстоит сделать, – но точно совершенно не было бы и Единого экономического пространства, не было бы нашего Евразийского союза, в который уже не только Беларусь и Россия, но и Казахстан входит, и еще две страны к нему присоединяются, уже фактически являются полноправными членами нашей организации. Это огромный созидательный, очень нужный для наших людей процесс. Большое вам спасибо".

Белорусский коллега в долгу не остался. "Спасибо вам, Владимир Владимирович, – сказал Лукашенко. – Теперь мой небесный покровитель будет, надеюсь, меня защищать еще больше".

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.