Петр Своик: “Девальвация – это не метод”; Айдархан Кусаинов: “Я считаю, что девальвация нужна”

Жареный петух уже больно клюет, поэтому сближение валютных курсов и финансовой политики стран-участниц ЕАЭС начнется в текущем году. Дискуссионный клуб Ярослава Разумова провел заседание по теме “Девальвация: возможна ли альтернатива?”

 

девальвация тенге

Лейтмотивом выступления Петра Своика, гостя дискуссионного клуба Ярослава Разумова, стал тезис “вполне можно обойтись без девальвации”. Его главным оппонентом выступил финансовый аналитик Айдархан Кусаинов: “Если мы не девальвируем тенге – мы закроем производство”.

В первой части заседания Петр Своик прочитал что-то вроде лекции о деньгах как мере стоимости, средстве накопления и кредитном ресурсе. Исторически со стороны власти снабжение рынка деньгами в виде золотой, серебряной и медной монеты шло отдельно, а ростовщическая функция (“деньги даются в долг, с возвратом и под процент”) отдельно. “Ростовщики издревле стремились подмять под себя эмиссию”, – считает г-н Своик. В 1912 году их чаяния реализовались, когда “пул американских частных банков получил права эмиссии”.

В Казахстане начального периода независимости, когда премьером был Сергей Терещенко, а главой Нацбанка Галым Байназаров, тенге выступал в качестве эмиссионной валюты (насколько грамотно все делалось – другой вопрос). При Акежане Кажегельдине на премьерстве и Даулете Сембаеве во главе Нацбанка пошла “не кредитная, а обменная эмиссия, превратившая тенге в местный доллар”. Петр Своик такой переход считает неправильным. Главными выгодополучателями от сложившегося положения вещей являются сырьевые экспортеры.

“Действующая модель подходит к своему естественному концу, – уверен гость дискуссионного клуба. – Это вовсе не означает, что завтра все обрушится, но здесь важна тенденция: произошел перелом”. Традиционный положительный торговый баланс Казахстана опускается к нулю – “это не цикл, а конец цикла”. “Нурлы жол” – это завод в Казахстан отложенных за границей денег.

“Вполне возможно, что после этих выборов будет девальвация”, – прогнозирует г-н Своик. Плюсы от ее проведения: экономия валютных резервов; стимулирование сырьевого экспорта. Минусы: окончательное бегство населения и бизнеса от тенге.

“Вполне можно обойтись без девальвации”, – полагает Петр Своик. Обвал рубля он называет по факту диверсией против экономики Казахстана, “но она уже состоялась”. К тому же ЕАЭС дает шанс начать реконструкцию экономик из сырьевых и придаточных в нормальные. “Упорядочивать экономическую часть интеграции нужно через упорядочивание финансовых систем. Надо договориться о сближении курсового поведения. Надо перестать быть местным долларом”, – настаивает г-н Своик. При этом Казахстану необходимо переходить на “неростовщический принцип кредитования экономики”

Одним из фундаментальных факторов, которые будут способствовать новому процессу, гость клуба видит то, что “ростовщическая долларовая пирамида перешла к своему функциональному финишу”. Развязок в этой ситуации две: биржевой крах или война. “Евразийская интеграция – это раскол пирамиды”, – заявил Петр Своик.

“ЕАЭС – объявленный лагерь стран, которые хотят нового порядка, – указал Айдархан Кусаинов. – Конфронтация Кремля с Вашингтоном – это попытка отвязаться от доллара. Нельзя перейти к самостоятельным деньгам без конфронтационной фазы”.

Вместе с тем г-н Кусаинов считает, что девальвация нужна, поскольку “стоимость труда в России на 50% за год не вырастит, так же и с электроэнергией”, а потому российские товаропроизводители будут иметь конкурентные преимущества перед казахстанскими. Лучше уж пусть люди потеряют в зарплате, чем пропадут их рабочие места вместе с предприятиями.

Не всем участникам заседания подход экономиста понравился, ведь в производственном секторе заняты не все, а покупательская способность номинированных в тенге зарплат упадет у всех. Айдархан Кусаинов признался, что ему тоже не нравится девальвация, тем более в том виде, в каком ее проводит Нацбанк (“держат тенге пока не треснет экономика, а потом одномоментно опускают на 20-25%”), но в имеющихся условиях это меньшее из зол.

“Сегодня понятно, что доллара по 40 рублей не будет, нефти по $100 за баррель не будет, – акцентировал г-н Кусаинов. – Однако цена на нефть – не ориентир. Ориентир – это паритет с главными торговыми партнерами”. Так же он отметил: “Когда будет передел, нужно сидеть поближе к тому, кто весовой. Поэтому тенге стоит прижиматься к рублю”.

Петр Своик призывает к кредитованию Нацбанком национальной экономики, но без невозвратных кредитов, грамотно. А в целом в финансовой сфере он ожидает форсирования евразийской интеграции, в том числе через привязку или фиксацию валютных курсов стран-участниц ЕАЭС.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.