Летний сезон в Алтайском крае — в разгаре. Три четверти туристов – сибиряки. Гостей принимают две сотни отелей и хостелов, десятки санаториев, сельские “зеленые” дома и турбазы. Регион одновременно может принять более 47 тысяч туристов.
Правительство поддержало
Запустить Белокуриху-2 планируется к началу 2018 года. “С 2010 года у нас начался резкий рост потока туристов. В 2014-м – их было 201 тысяча. На 2015-й мы прогнозируем рост еще на 15-20%. Он и начался с января – 20%. Конечно, потому, что за границу едут меньше. Это – много для рекреационных возможностей маленького городка. В кризисе мы живем лучше других, к нам идет внутренний поток туристов. Мы на лето даже немного поднимаем цены. Сейчас рентабельность невысокая — от 10 до 20%. Почему? – Мы постоянно вкладываем в развитие. Наша цель – сделать санаторий Белокуриха четырехзвездным. Мы достроили лечебное отделение — 90% людей едут лечиться, на 10-12 дней. Лечение – наша ниша. Сеть санаториев “Курорт Белокуриха” — официальный держатель лицензии на недропользование источниками минеральных азотно-кремнистых слаборадоновых вод и широко применяет их в лечении”, — рассказывает заместитель гендиректора ЗАО “Курорт “Белокуриха” Олег Акимов.
В России есть целевая программа развития внутреннего туризма, по которой государство обеспечивает инфраструктуру. В 2011-м глава курорта подал заявку на 3500 мест — чуть меньше, чем в действующей Белокурихе, правительство — поддержало. Выше в горах, на южном склоне стали строить новый курорт – Белокуриха-2.
Государство профинансировало электроэнергию, газ, воду и главное — дорогу. Лес на месте дороги вырубили. Гору взорвали. Теперь отсыпают дорожное полотно, укрепляют откосы. Проезжая часть будет двухрядной. Около 1 млрд рублей уже израсходовано.
В этом году подана еще одна заявка — на создание около Белокурихи-2 горнолыжного комплекса. Один проект, на горе Глухариной уже сделали, еще три – разрабатываются. “Черных” трасс — высокого уровня сложности, в Белокурихе-2 не будет. Будут “синие трассы” — среднего уровня сложности, с наклоном до 40º, с “красными” — более крутыми, с уклоном до 30-35º и разнообразным профилем, участками. Построят турбазы. 60 тысяч га сибирской тайги станут природным парком, в котором водится соболь, медведь, рысь.
Правительство – снова поддержало и включило Белокуриху-3 во 2-ой этап федерально-целевой программы. Из бюджета профинансируют дорогу дальше по тайге, еще 18 км до реки Песчаной со сплавом и хариусом. Задача курорта – построить там турбазы, чтобы туристы могли туда из Белокурихи-2 на квадроцикле, например, выезжать: переночевать в домике, побыть в планируемой алтайской этнической деревне. Ориентировочно, дорога и турбазы стоят 1,5 млрд рублей. Из них 30% дает государство.
Частные инвесторы
“У нас – более десятка партнеров-инвесторов. Сеть отелей Hilton, сибиряки, есть инвестор из Сургута, из Новокузнецка. Hilton пригласил наш губернатор. Но с нами общаются русские, москвичи. По федеральной программе инвестиции в Белокуриху-2 оценены в 10 млрд рублей, 2,2 млрд должно было составить госфинансирование. У ЗАО “Курорт “Белокуриха” оборот – 1,5 млрд рублей, сами бы мы не потянули. Но цены меняются — инфляция. Например, приходящая к нам сеть Hilton уже сама может закрыть (свои объекты – авт.) на эту сумму”, — говорит Олег Акимов.
На Белокуриху-2 тоже будут путевки. Клиенты обычно выбирают комплекс: проживание, питание, лечение. Есть спрос на более комфортные условия проживания. Нынешний санаторий Белокуриха – 3*. Для Белокурихи-2 проектом предусматривается 4* — 5*. Hilton предусматривает пятизвездочный отель, рестораны, медицинский центр, спа. Все это сеть, по словам г-на Акимова, пока проектирует. Строить невозможно – дорога не закончена. Сеть отелей зарегистрировала в Барнауле предприятие, подписали соглашение с губернатором, им передали в аренду землю – 12 га. Там еще геологоразведка не закончена, то есть до начала стройки – еще года полтора.
“Себестоимость создания отельного комплекса Белокурихи-2 – ниже, чем на действующем курорте из-за госфинансирования инфраструктуры. Мы рассчитываем, что окупаться она будет 12-15 лет, дольше средней, 10-летней”, — считает Олег Акимов.
Справка: Заявленный инвестор — ООО “Л-Финанс”, партнер международной сети Hilton в России. Представительство инвестора в Барнауле — ООО “Велнесс резортс групп”.
Расчет – на русских туристов, из Казахстана — хороший поток
“Наша область граничит с краем, но предложений на рынке по отдыху на Алтае нет. На сайте туркомпаний Барнаула — пешие и конные походы, да и санатории бронируются за 10%, остальное — по приезду. Цены – божеские. Родные купили путевку по интернету и поехали”, — говорит журналист из Павлодара Джамиля Маричева.
Почему нет предложения? – “Мало туроператоров в регионе. Представления о сервисе и маркетинге у большинства устарели. Слабо развита инфраструктура, мало инструкторов. Часто нет системного подхода к формированию турпакета со стороны госорганов и самих производителей туруслуг. Что-то делается, но результат зависит от видения самого субъекта, а не требований рынка. Возможно, спецпрограммы обучения, льготное кредитование, гранты смогли бы часть этих проблем устранить, а уж детали исправит конкуренция. Эта оценка применима и к нашим (Восточно-Казахстанская область) операторам, и к коллегам с Алтайского края. Курорт Белокуриха популярен у казахстанцев, но логистика маршрута от, например, Павлодара и Астаны до Белокурихи – “бурелом”: неудобные стыковки поездов, отсутствие прямых авиа и авторейсов усложняет задачу и не улучшает статистику. То же самое – для туристов-россиян, желающих посетить Рудный Алтай в Казахстане. Не каждый “прыгнет в неизвестность” — нужны хорошие дороги, ясные маршруты, сервис. Ещё один подвох — в нашем законе: турагенты не могут заключать договор напрямую с нерезидентом Казахстана, только через представительства. То есть, у меня, как агента, нет выбора, с кем работать. Наш турист не может сравнить цены, выбрать турпакет и попасть в Белокуриху после выбора из конкурирующих предложений. Проигрывают все”, — считает технический директор ТОО Тегерек-тур Татьяна Смола.
Транспортная доступность Алтайского края — одна из главных проблем регионального туррынка. Аэропорт в Горно-Алтайске есть, в 100 км от Белокурихи. Но туда летают только москвичи. Прорабатывают аэропорт в Бийске — передают из федеральной собственности в краевую. “… Из Бийска можно летать на юг, ведь у нас – очень хороший поток из Казахстана. Сейчас туристы едут до Барнаула на поезде или прямо в Белокуриху — на машинах. Отсюда до Усть-Каменогорска и Павлодара – неплохие дороги. Доля клиентов из Казахстана – 4-6%”, — говорит Акимов.
Г-н Акимов рассчитывает на туристов — россиян. Кризис – сказывается, поток приезжающих будет расширяться и на Белокуриху-2 поедут более состоятельные, — уверен он. Будущие клиенты Белокурихи-2 сейчас живут в 10-этажном корпусе курорта. Их это не устраивает, они не хотят идти на лечение в общем потоке. В проекте Белокурихи-2 одноместных номеров – всего 20%, остальные – студии, люкс апартаменты. Когда рассчитывали, то за счет низкой себестоимости строительства по инфраструктуре, средний ценник выходил – 10 тысяч рублей. Шесть тысяч в сутки за студию в 40-50 кв. м – это клиент платит сейчас. А себестоимость Белокурихи-2, по его словам, будет ниже.
Потоки туристов разделят. Ниже, в городке – доступные, трехзвездочные номера по корпоративным договорам и люди, приехавшие лечиться, довольствуясь небольшим номером в 14-15 кв. м. Все, что выше по ценам – в горах. “… Номер в $250-300, думаю, высокая цена. Сейчас на лето цена у нас 3-3,5 тысячи рублей. Люкс – в 2 раза дороже. Я думаю, что за эту цену нам сразу далеко прыгать нельзя”, — полагает Акимов.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.