Профессиональная бездарность и богатые природные ресурсы

Тема распределения природной ренты напрямую среди граждан Республики Казахстан регулярно возникает из-за неспособности правящей элиты справедливо и эффективно выполнять функцию освоения этих ресурсов

Оппозиции как оформленного и действенного политического игрока в Казахстане давно нет, а вот ряд идей, которые оппозиция регулярно поднимала на щит, живет своей жизнью. Один из таких вечно актуальных лозунгов – это распределение доходов от продажи природных ресурсов на персональные счета граждан республики. Зачатки нового поколения оппозиции в виде незарегистрированной партии «Справедливость» тоже естественным образом обращаются к теме сырьевых доходов.

природные ресурсы

Знающие люди утверждают, что когда речь заходит о личном интересе тех или иных казахстанских элитариев, то более вдумчивых и системных людей просто не отыскать. Однако основная масса населения знакома с их деятельностью сугубо со стороны профессиональной бездарности, которая проявляется в их «радении» за общественный и государственный интерес.

Будь Казахстан классической страной третьего мира, то вопросов по поводу коррупции и неумения государственных органов решать элементарные задачи в виде строительства дорог, водопроводов или мостов, содержания водохранилищ не возникало бы. Ну, планида такая. Однако за спиной нынешних государственных управленцев как тень Отца Гамлета стоят предыдущие руководители. Те самые, которые строили Турксиб, занимались вопросами налаживания производства на эвакуированных в годы войны из западной части СССР предприятиях, создавали ядерный щит родины, развивали агропромышленный комплекс. На их фоне профессиональная бездарность действующих функционеров предстает чем-то инопланетным.

Выполняй элитарии свои профессиональные обязанности качественно, граждане с меньшей тоской взирали бы на сырьевые доллары. Если система здравоохранения лечит, образования – учит, дороги качественные, правоохранительная система отлаженная, система ЖКХ соответствует уровню XXI века – тогда какие вопросы? Однако при том масштабе неадекватности, который приходится наблюдать во всех перечисленных сферах, болезненные вопросы не заканчиваются.

Получение персональной доли от природной ренты на личный счет позволяет хотя бы на индивидуальном уровне решать, где и как лечиться, в каком учебном заведении обучать детей, планировать свою старость. К тому же здесь ответственность в принятии решений ложится на конкретного человека, а не на аморфную пенсионную систему, например, где пенсионные накопления участвующих в ней лиц перманентно сгорают, а огромная масса экономически активного населения даже этой пародией на пенсионную систему не охвачена.

Если мы продолжим сравнения с советским периодом, то увидим, что правящая элита однозначно была и там. Очень хорошо это видно по периоду Великой Отечественной войны. Тогдашние секретные приказы и нормативы теперь доступны и видно, что у 50 тысяч (в масштабе Советского Союза) представителей партийно-хозяйственной номенклатуры имелись высокие пайки, кардинально отличавшиеся от основной массы населения. Но вот дураками всю эту массу элитариев назвать невозможно. Потому что в выпускаемые с их усилиями двигатели танков можно было заливать сырую нефть и машины ехали (моторесурс сокращался, но одно необходимее другого), медицина возвращала обратно в строй 73% раненых, график энергоподачи на предприятия составлялся таким образом, что скудные ресурсы распределялись с максимальной эффективностью.

Нынешние элитарии зарплатами явно не обижены – бухгалтерские ведомости ФНБ «СамрукКазына» тому свидетельство. Но что смогли эти топ-функционеры дать стране и людям? Пока в сухом остатке видны только убытки и долги. Формально могут оправдаться, мол, мировые цены на металлы и нефть упали. А мозги на что? Почему нет адекватной реакции на изменившуюся ситуацию, а только помпезные офисы, консультанты по PR, бессмысленные с точки зрения конечного результата тренинги?

К имеющимся в изобилии ресурсам многие субъекты начинают относиться расточительно. Так получилось, что много лет к ряду такими ресурсами в руках государственных управленцев Казахстана были сырьевые доллары. Где-нибудь в Бангладеш или Гондурасе и десятая доля подобной расточительности для национальных хозяйственных систем оказалась бы смертельной. Но в Казахстане давление нефтедолларов было столь изобильным, что и сильно дырявый шланг доводил до цели какое-то количество средств.

Теперь давление в системе резко упало, а починка «шланга» остается на уровне деклараций и показательных посадок, в которых справедливость определения виновного «стрелочника» остается сомнительной.

Эффективность (в плане конечного результата) советской системы ее критики объясняют наличием СМЕРШа, ГУЛАГа, пропаганды патриотизма и прочих вещей, которые в XXI веке принято считать неприемлемыми. Пусть так. Однако распределение доходов от эксплуатации природных ресурсов на личных счетах граждан – это ведь не советское изобретение. Аляска – штат США, отнюдь не локомотив социалистических идей, а практикует распределение денег на счетах жителей территории давно и успешно.

Официальная пропаганда много твердила о перспективах Казахстана в качестве второго Кувейта. Так там пособия на несовершеннолетних детей и неработающих жен выплачиваются ежемесячно, каждый житель имеет право на беспроцентную ссуду для строительства жилья и много чего еще в социальном пакете от государства. При этом на кувейтских лидерах клеймо профессиональной бездарности не стоит, да и коррупционных скандалов не слышно.

Правящая элита Казахстана потеряла моральное право заявлять, будто она может эффективно осваивать сырьевые доллары на пользу населения. Список ее «успехов» слишком большой как в количественном, так и во временном измерении. С другой стороны, патологическая жадность не позволит допустить население к природной ренте напрямую. Но и сама идея получения доли от природных ресурсов страны на персональный счет не в силах умереть. Слишком уж заманчивая в этом альтернатива профессиональной бездарности.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.