Общественный транспорт: легко сказать «оңай», когда не говорят «рахмет»

С 1 января оплату в общественном транспорте Алматы можно будет произвести только единой транспортной картой «Оңай». С начала октября проект работает в пилотном режиме. Однако, похоже, нововведению рады только в акимате Алматы и транспортном холдинге

Алматы. 2 ноября. КазТАГ – Мадина Алимханова. С 1 января оплату в общественном транспорте Алматы можно будет произвести только единой транспортной картой «Оңай». С начала октября проект работает в пилотном режиме. Однако, похоже, нововведению рады только в акимате Алматы и транспортном холдинге.

«С 1 октября 2015 года подключенный к АСУОП (автоматизированная система учета оплаты проезда – КазТАГ) общественный транспорт города Алматы, включая метрополитен, будет функционировать по безналичной форме оплаты проезда по бескондукторной схеме обслуживания пассажиров. С этого времени электронная транспортная карта «Оңай» будет единственным платежным средством в общественном транспорте на территории города Алматы», — говорится на официальном сайте городского транспортного холдинга.

Октябрь закончился, терминалы оплаты единой транспортной картой появились только в муниципальных автобусах и троллейбусах. Реклама появилась только в сентябре, а сами карты поступили в продажу… с 29 сентября, то есть за два дня до планируемого повсеместного перехода на «Оңай».

Дабы все это не выглядело как срыв сроков из-за непродуманных действий и неэффективной работы, 1 октября стало считаться не датой перехода на единые транспортные карты, а переходным периодом, введенным исключительно для удобства пассажиров, чтобы те успели привыкнуть к новшеству. По мнению транспортного холдинга, трех месяцев для этого вполне достаточно. Потом, видимо, переходный период придется еще продлить, ибо за первый месяц вопросов появилось больше, чем ответов.

По убеждению акимата Алматы и транспортного холдинга, введение безналичной системы оплаты проезда позволит увеличить прибыль от общественного транспорта на 30%. В настоящее время как раз примерно треть и составляет так называемая «черная касса» водителей. По идее, с введением безналичных терминалов потери должны свестись к нулю. Но тут, как говорится, есть один нюанс.

Описание: C:\Users\User\Desktop\работа\1 ноября\03\2015-11-03-onay.JPG

Кувалдой по терминалу

Как неоднократно и с гордостью заявляли в СМИ представители городской власти, проект по введению единой транспортной карты полностью финансируется инвесторами, из бюджета города на это дело не будет потрачено ни одного тенге. Объем инвестиций — $12 млн, примерный срок окупаемости – 10 лет.

Вряд ли не меценат, а предприниматель, будучи в здравом уме и твердой памяти, захочет вложить свои средства только для того, чтобы через 10 лет просто получить их обратно. А значит, и после того как проект окупится, часть средств от пассажирских перевозок придется отдавать инвесторам. То есть далеко не все деньги, которые сейчас идут мимо кассы, пойдут в бюджет города. По большому счету, проблему недоимок это решает только частично.

Кроме того, для отлова «зайцев» обещано нанять 376 контролеров. Если они будут честно работать в течение 10 лет, то $12 млн как раз хватит, чтобы платить каждому из них примерно $266 в месяц. Но тогда на сами терминалы, считывающие устройства для тех же контролеров, рекламу проекта и прочего денег уже не останется. Да и через 10 лет необходимость в контролерах вряд ли отпадет. А значит, из прибыли от оплаты проезда придется вычесть еще и их зарплату.

Авторы проекта пообещали в два раза увеличить штат районных отделений занятости для выдачи карточек пенсионерам и ветеранам. Вдобавок придется оснастить фотоаппаратами и другим необходимым оборудованием все учебные заведения и еще – сшить униформу для сотрудников контрольно-ревизионной службы. Это еще несколько больших минусов из прибыли.

Зато в случае поломки терминала ни инвесторы, ни акимат тоже ничего не потеряют – за вышедший из строя прибор перевозчику придется выложить порядка Т500 тыс., что равно плате за проезд с 6250 пассажиров. Правда, член наблюдательного совета транспортного холдинга Алматы Рифат Абдураманов думает, что терминал сломается, только если по нему ударить кувалдой. Во всяком случае, так он заявил в интервью одному из СМИ.

О чем мечтает Билл Гейтс

Если такую технологию продать производителям других гаджетов, то проект не только окупится сразу, но еще и принесет баснословные прибыли. Практически неубиваемое электронное устройство, которому нипочем механические воздействия, кроме кувалды, а также огонь, вода, медные трубы, короткие замыкания и сбои в программном обеспечении – это технологии, о которых даже Билл Гейтс не мечтает.

Но и это еще не все. «Оплата проезда за наличные денежные средства в общественном транспорте на территории города Алматы, пригородных и межрайонных перевозок будет полностью исключена», — заявляют в транспортном холдинге Алматы. Означает ли это, что и все пригородные пассажиры должны будут расплачиваться за проезд едиными транспортными картами?

И как должны расплачиваться те, кому надо всего лишь доехать от одного поселка до другого, а в город им совсем и не нужно? Если карточкой, то деньги за проезд пойдут в бюджет Алматы и это никакого отношения к пассажироперевозкам по Алматинской области не имеет. А если все же наличными, то значит, городской транспортный холдинг сильно преувеличивает сферу своего влияния, распространяя ее на хозяйство областников и действующие там правила.

И это при том, что по признанию акима Алматы Бауыржана Байбека, проект разрабатывался без данных о реальном объеме рынка. И как инвесторы при этом все так хорошо посчитали? «Когда мы эту систему внедрим, мы поймем реальные объемы рынка», — откровенно заявил градоначальник во время своего неожиданного визита в отдел соцзащиты Алмалинского района города.

Ну, а уже потом, в далеком светлом будущем, у нас и автобусы будут безопасные, и трамваи от вагоновожатых убегать перестанут. Но, видимо, не раньше, чем акимат все поймет. А народ пока и на аварийных автобусах покатается – потерпит!

Валидаторы перестали говорить «рахмет»

«Мы сделаем нормальные автобусы, поставим нормальное сервисное обслуживание. Сейчас в сфере пассажирских перевозок имеет место нелегальный оборот денег, который не поступает в бюджет города, по этой причине мы не могли улучшить качество наших автобусов и транспорта в целом. Четверть автобусов вообще опасно выводить на маршрут. Вы же видите, что с трамваями происходит. Надо немного потерпеть, тогда мы всю полученную прибыль направим на развитие транспортной системы, чтобы людям было удобно», — сообщил Б. Байбек.

В 2008 году акимат Алматы уже пытался решить проблему недоимок с общественного транспорта. Тогда появилось чудо техники, именуемое валидаторами. Прибор умел посчитать полученные деньги, выдать сдачу, передать информацию об оплате в систему сбора данных, чем помогал контролировать выручку автопарков, объявлял остановки, выдавал билетик и даже говорил: «Рахмет!».

В то время тоже считалось, что прибор надежен, полезен и практически не ломается. До тех пор, пока в монетоприемник не стали попадать семечки, обрывки бумажек, скрепки и прочий мусор. Очень быстро валидаторы начали отказываться давать сдачу, выплевывали кусочки чистой белой бумаги вместо билетов или просто молча заглатывали деньги и даже «рахмет» не говорили.

Проект перевода общественного транспорта на валидаторы тоже финансировался инвесторами. И вложили они в него $50 млн. Не прошло и 10 лет, как от валидаторов решили избавиться. Неужели они так быстро окупились и принесли хорошую прибыль, раз инвесторы так спокойно и, главное, молча взирают на крах проекта, который они так хорошо профинансировали?

Если даже при 30% уплывшей мимо кассы прибыли это действительно так, то почему у безналичных терминалов планируется такая низкая окупаемость? Валидаторами ведь были оснащены только 200 муниципальных автобусов и 193 троллейбуса, по одному прибору в каждом, а терминалов планируется установить порядка 3800 штук, не считая пригородных автобусов и прочих вышеуказанных расходов. И при всем этом стоимость всего проекта в 4 раза меньше, чем история с валидаторами.

Дорогие проекты имеют нехороший конец

Впрочем, идея с дорогостоящими проектами, которые в итоге заканчиваются ничем, не нова. В середине 2007 года приказом министра внутренних дел был введен обязательный для всех автовладельцев талон к водительскому удостоверению (ТВУ). Выпуск талонов в рамках государственно-частного партнерства обошелся в Т1,5 млрд.

Талоны планировалось выдавать бесплатно, а всех сотрудников дорожной полиции оснастить специальными терминалами. Однако через два года частный партнер прогорел, несмотря на взимаемую за талоны плату в Т1,2 тыс. (у перекупщиков цена доходила до Т7 тыс. — КазТАГ), а сами ТВУ были отменены на законодательном уровне.

Проект ТВУ роднит с валидаторами то, что ни правительство (в первом случае), ни городские власти (во втором) ни разу не задались вопросом о том, куда делись миллионы долларов и кто виноват в провале проекта. Если идея с картой «Оңай» тоже через несколько лет окажется не такой уж замечательной и новшество отменят, виноватых, видимо, тоже не будут искать.

«Преимущества данной системы — в исключении оплаты наличными средствами перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте и обеспечение удобства оплаты проезда в общественном транспорте, упрощении способов безналичной оплаты проезда», — так думают в транспортном холдинге. Со стороны акимата Алматы тоже возражений по этому поводу не поступало.

Алматинцы и гости города думают совсем по-другому. Большинство из них до сих пор в недоумении по поводу того, где взять эту самую единую транспортную карту. Вроде как ее можно купить в точках продаж — киосках и магазинах, которых, по заверениям транспортного холдинга, полным-полно по всему городу.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Однако достаточно открыть карту точек распространения карты «Оңай», как сразу видно, что с географией у холдинга серьезные проблемы. Так, на пр. Рыскулова нет ни одной точки продаж, на Восточной объездной дороге – всего две, в Горном Гиганте и Каменке — по одной, по пр. Достык, выше ул. Омаровой и до Медео включительно – ни одной, ниже вокзала «Алматы-1» и по всей ул. Бекмаханова – тоже ни одной и т.д.

Более того, на карте не обозначено ни одной точки продаж в международном аэропорту Алматы. В западной части города ситуация не лучше: чтобы найти точку продаж, придется совершить пробежку в несколько километров, иногда – до соседнего микрорайона.

Но даже там, где на одном перекрестке по 5 точек продаж, все может оказаться очень непросто. Во-первых, придется распечатать и постоянно носить с собой карту точек продаж карт «Оңай», чтобы не пришлось нарезать круги в 3 квартала по окрестностям. Во-вторых, многие точки – это газетные киоски, которые работают до 18 часов, да еще и закрываются на обеденный перерыв.

Так что, если пассажиру вдруг приспичило прокатиться на автобусе в 13.30 или после 18.00, ему надо сначала хорошенько побегать. Иначе – штраф за безбилетный проезд. Правда, в СМИ представители транспортного холдинга заявляли, что карточку можно будет приобрести и у водителей, но на официальном сайте проекта о водителях нет ни слова.

Еще сложнее будет жителям пригородов. Чтобы доехать до города, нужно будет расплатиться карточкой. Если у водителя ее не окажется, то купить ее можно будет только в городе, доехать до которого на автобусе без самой этой карточки не получится. Иногородние же вообще рискуют стать неиссякаемым источников штрафов – если уж алматинцам нужно три месяца, чтобы привыкнуть к новой системе, то как о ней оповестить всех въезжающих?

А пенсионерам — опять в собес…

Пополнение карточки – еще одно так называемое «удобство». Оплата принимается в терминалах Qiwi и в точках продаж. Непростая задача для пожилых людей, которые и с примитивным мобильником-то зачастую справляются с трудом. А уж распечатать карту точек пополнения «Оңай», добежать до ближайшей и пополнить через нее баланс – невыполнимая миссия для очень многих пенсионеров.

Да и молодым и здоровым тоже не стоило бы пополнять карточку на ощутимую сумму. Общие (не льготные) карты – не именные. И если в час пик попросить передать за проезд, то вместо своей карточки с Т5 тыс. вполне можно получить обратно пустую.

Именными будут только льготные карточки. Школьникам и студентам их должны выдавать по месту учебы, а пенсионерам и участникам Великой Отечественной войны — в районных отделах занятости и социальных программ.

Значит, пожилым людям придется ехать туда и выстаивать по полдня, где им ни присесть, ни водички попить. Кстати, городские власти о проблемах прекрасно знают — посчитать пенсионеров в огромных очередях за транспортной картой аким Алматы Б. Байбек явился лично.

«Мы должны увидеть цифры, сколько пенсионеров пользуются общественным транспортом. Финансовые отчеты на бумагах попросту пририсовываются, и поэтому мы все переводим в цифровой вариант. Я приехал сюда разобраться с вашими проблемами», — заверил он.

Другим новшество также не по душе

«Необходимо принять во внимание и тот факт, что у соцработников в связи с оформлением карт возникла дополнительная нагрузка. Надо сейчас немного потерпеть, для того чтобы дальше все пошло цивилизованно», — поведал Б.Байбек пенсионерам и распорядился поставить диспенсеры с водой и скамейки. Видимо, чтобы терпеть было комфортнее.

Многодетным матерям, воинам-интернационалистам, людям с ограниченными возможностями повезло еще больше – на них льготы не распространяются. С привычными проездными билетами тоже придется распрощаться — их отменят. Видимо, они не такие удобные, как единые транспортные карты.

Так кому же все-таки удобна такая система оплаты проезда? Водителям? Похоже, что они от нее совсем не в восторге. Перевозчикам, которые в случае поломки терминала без помощи кувалды будут выплачивать по Т500 тыс.? Кондукторам, оставшимся без работы?

Дополнительно нанятым сотрудникам районных отделов занятости, которые вряд ли сохранят свои рабочие места после выдачи карточек всем желающим пенсионерам и ветеранам? Пассажирам, которым поиски точек продаж и пополнения карточек или длительные пешие прогулки заменят походы в фитнес-центры? Или инвесторам, которые, как и в случае с ТВУ и валидаторами, рискуют потерять свои деньги?

Если новую систему все-таки вводят, значит, кому-то она все-таки выгодна. А пока ей почему-то рады только транспортный холдинг и городские власти, которые в свое время так радовались новеньким валидаторам…

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.