Все извилины заплёл

Среди версий о причинах катастрофы российского самолёта в Египте должна появиться летающая тарелка

Самолёт во много раз безопаснее автомобиля. По данным Международной ассоциации авиационного транспорта (IATA), на миллион полётов приходится меньше одного серьёзного происшествия. Даже самая страшная авиакатастрофа в истории – столкновение двух Боингов над Канарскими островами в 1977 году, когда погибли 583 человека, унесла гораздо меньше жизней, чем уносят автомобильные аварии за один день.

авиакатастрофа в египете

Но в медийном смысле крушение самолёта намного ярче, драматичней самой крупной автомобильной катастрофы. Страшные картинки с места падения лайнера, ужасные подробности и первые версии экспертов мгновенно заслоняют другие новости. А затем быстро уходят в историю.

Это повторялось много раз. Кто, например, сейчас вспоминает крушение Боинга 737, случившееся ровно два года назад, 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани? Самолёт выполнял рейс из Москвы и разбился при посадке. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Это была резонансная катастрофа: среди погибших оказались сын президента Татарстана и руководитель ФСБ республики.

Первые версии причин очень походили на те, что сейчас высказываются по поводу крушения А321 над Синаем. Дескать, владельцы авиакомпании выжимали максимальную прибыль из старого, «убитого» самолёта. Татарский Боинг 737 как и аэробус, разбившийся в Египте, был сильно не новый и успел сменить несколько владельцев. Более того: именно в 2001 году он, как и А321, попал в серьёзную аварию. Ещё одно совпадение: в социальных сетях сразу же отыскались записи пассажиров, летавших этим бортом за несколько дней за крушения и с ужасом вспоминавших, как трясло и бросало это старое корыто, как захлёбывались моторы.

Но через несколько недель казанская катастрофа отодвинулась в историю. Её заслонили другие события. Напоследок мелькнула информация о том, что сын президента Татарстана в момент падения самолёта находился в кабине пилотов и мог повлиять на их действия. Или даже сам сидел за штурвалом.

Расследование шло полтора года. Когда оно завершилось, о крушении уже мало кто вспоминал. Выводы комиссии МАК (Межгосударственного авиационного комитета, куда входят все страны СНГ) оказались для простого читателя новостей совершенно невразумительными.

Во-первых, выяснилось, что самолёт был исправен. Во-вторых, претензий к пилотам комиссия тоже не высказала. В-третьих, дальнейшим расследованием должен был заниматься Следственный комитет России – но никакой информации о результатах этой работы мне обнаружить не удалось. В-четвёртых, у авиакомпании «Татарстан» всё-таки отобрали лицензию, но сделали это задолго до окончания расследования, и, насколько я понимаю, ничто не мешало владельцам компании перерегистрировать её под другим именем или вложиться в новый бизнес. Тем более, что на компенсации погибшим компанией было потрачено всего лишь около 9 млн. долларов.

В общем, отчего упал татарский Боинг до сих пор не понятно. Широкое распространение получила сплетня о том, будто бы в момент крушения за штурвалом действительно сидел сын президента Татарстана. Он имел некоторые лётные навыки (вождение самолёта — популярный спорт у российской золотой молодёжи), но опыта оказалось маловато.

Такая версия объясняет сразу всё. Верна ли она? Вряд ли мы когда-то узнаем.

Я подробно напомнил о «старой» катастрофе, чтобы можно было яснее представить, что происходит сейчас вокруг трагедии над Синайским полуостровом. А происходит там, судя по всему, выстраивание «равновесной» версии, при которой никто не виноват. Все заинтересованные стороны аккуратно катят бочку не друг на друга, а «от себя». Египту крайне не выгодна версия теракта – это распугает туристов. Поэтому он отрицает внешнее или внутреннее «механическое воздействие» как причину катастрофы. Авиакомпании «Когалымавиа», наоборот, совсем не нужна версия о технической неисправности лайнера. Ещё меньше она нужна компании Airbus, которая пользуется высокой репутацией на авиарынке и сертифицирует, благословляет в полёт даже старые и битые воздушные суда. Так-то ушатать самолёт можно и за 10-15 лет, но при хорошем обслуживании он будет служить все 50. И когда за самолёт поручается Airbus, когда именно эта компания проводит профилактические работы и выдаёт свидетельства, то всё в порядке – можно покупать старую машину и летать. А если теперь окажется, что это не так, Airbus понесёт гигантские репутационные потери, которые в денежном выражении составят миллиарды, если не десятки миллиардов долларов.

В эти бизнес-расклады мощно замешивается большая политика. Ведь Россия сейчас ведёт войну в Сирии. Пока только с воздуха. И если выяснится, что пассажирский самолёт над Синаем взорвали террористы, это будет означать, что нам прилетела «ответка», и вряд ли она окажется последней. Что нам делать дальше? Вокруг этой темы уже появились если не волны, то пузырьки взаимной ярости – и в самой России, и в её окрестностях.

Сдвигать версии в сторону теракта выгодно и тем политикам, которые связаны с компанией Airbus. Или просто из патриотических видов продвигают интересы родного европейского авиапрома. А кто-то, возможно, из меркантильных видов продвигает интересы зарубежного авиапрома. Большие деньги и большая политика это сообщающиеся сосуды.

За полторы недели, прошедшие с момента крушения российского лайнера, медийные версии катастрофы радикально изменились. Сначала большая их часть строилась вокруг технических неисправностей: вот схемы А321 с удлинённым фюзеляжем, вот этим местом долговязый самолёт бился о землю в 2001 году, именно здесь должны были образоваться микротрещины…

Потом пошёл мощный накат в сторону теракта. Появившаяся в первые же дни информация британских спецслужб о якобы подслушанных переговорах террористов (при этом ничто не утверждается со стопроцентной вероятностью) только через неделю вызвала озабоченную реакцию российских спецслужб. Они доложили о своей тревоге президенту. И вот Путин принимает решение о приостановке воздушного сообщения с Египтом и раздельном вывозе оттуда российских туристов и их багажа. Всё это, как водится, создаёт немалый бардак. И одновременно путинский пресс-секретарь Песков говорит журналистам, что решение о приостановке авиасообщения с Египтом не означает, что основной версией катастрофы над Синаем является теракт. «Безусловно, не означает», — ещё раз подчеркнул этот известный своей правдивостью человек. Что же тогда означает это решение?

Тем временем появляются ещё более конспирологические версии крушения А321. Например — будто бы этот теракт совершили спецслужбы Саудовской Аравии. И теперь Россия вывозит своих туристов из региона, чтобы как следует шарахнуть по саудитам и вбомбить их обратно в Средние Века. Гипотеза, конечно, дикая, её публикуют на «левых» сайтах, однако оттуда разносят по социальным сетям. И вовсе нельзя исключать, что это маленький фрагмент большой работы по заплетанию наших с вами мозговых извилин.

Кстати, вы ещё не забыли про малазийский Боинг, кем-то сбитый над Донецкой областью летом прошлого года? Там тоже пока ничего не понятно. Голландцы всё никак не могут расшифровать чёрные ящики злополучного самолёта. И никто им об этом уже особенно не напоминает.

Катастрофа над Синаем тоже потихоньку отодвигается в историю. Наверно, года через полтора по российским и зарубежным СМИ пройдёт небольшая заметка о результатах расследования – и они будут такими же «равноудалёнными», как итоги работы комиссии МАК, изучавшей причины крушения Боинга 737 над Казанью, с которого я начал свою заметку. Окажется, что самолёт был хороший, лётчики были хорошие, а следы теракта обнаружить не удалось. Замечательный лайнер, скорее всего, разрушился под влиянием неустановленных внешних воздействий. Так что про летающую тарелку это я почти всерьёз.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.