На прошлой неделе депутаты мажилиса парламента в рабочей группе не смогли подойти к предметному обсуждению республиканского трехлетнего бюджета. Утвердить параметры, сколь-нибудь реальные не смогли из-за резкого падения тенге и его большой волатильности. Но когда рассматривали расходы, вдруг обнаружилась любопытная статья. Оказалось, что громадные по объемам средства — в размере 600 млн. тенге правительство в лице министерства национальной экономики планирует потратить на… информационную поддержку бизнеса и обучение бизнесменов.
«Мы на информационную поддержку универсиады 400 млн. найти не можем, у вас на информационную поддержку бизнеса запланированы 560 млн., — обратилась депутат Гульмира Исимбаева к представителю МНЭ. — Трехуровневое повышение квалификации учителей приостановили, а у вас повышение квалификации бизнеса финансирует государство. Пусть эти деньги у вас остаются, но вы эти направления измените. Не злите народ и депутатов!».
Учить богатых или научатся сами?
Гульмиру Исимбаеву, в свое время возглавлявшую управление образования г. Алматы, некоторые коллеги поддержали. Конечно, подобные программы, которые пусть и отвечают духу времени, но не должны финансироваться из государственного источника. Сам бизнес знает, необходимо ли ему повышать квалификацию, у кого учиться, и в принципе он готов нести эти расходы самостоятельно. Поэтому нет смысла государству тратить огромные средства, которые только порождают коррупционные схемы.
Этот сигнал, впрочем, не первый. Наметился четкий тренд на то, что международная образовательная стипендия Президента РК «Болашак» становится все более элитарной. Утвержденная почти 22 года назад, она была глотком свежего воздуха для способных, талантливых, и не очень богатых. За это время многое изменилось. С некоторых пор нельзя получить по этой программе степень бакалавра. А магистры – это тот возраст, когда уже пора работать, а не сидеть на шее у родителей или у государства. И позволить себе магистерское обучение могут только дети из состоятельных семей.
А теперь в программу «Болашак» внесены изменения, согласно которым с 2016 года будут выделяться стипендии для обучающихся по программам магистратуры делового администрирования (!) в ведущих бизнес-школах мира. Чтобы вы понимали о чем речь, скажу: MBA (Master of Business Administration) – это уже бизнес-образование. Его, как правило, получают те, кто имеет опыт работы от трех лет и кто собирается открывать свой собственный бизнес или делать карьеру в любой частной компании. В Казахстане это могут быть и национальные компании – квазигосударственный сектор развит очень сильно. Учиться год или два. Стоимость обучения, как правило, составляет 40-70 тыс. евро в год.
Совсем недавно финансового директора — члена правления АО «Самрук-Казына» Нурлана Рахметова коллеги и друзья поздравляли c успешным завершением обучения в Международной Бизнес Школе IE Business School, г.Мадрид и получением степени «Global Executive MBA». Причем, эта испанская школа находится на первом месте в международном рейтинге университетов для Executive MBA по версии The Economist, обгоняя таких лидеров мировой бизнес-науки как Оксфорд, Йель и Корнелл.
А теперь давайте подумаем. Может ли такой человек, как Нурлан Рахметов, оплатить свою учебу? Конечно, может. Точно также могут оплатить свою учебу и другие топ-менеджеры (а новое положение наверняка имеет именно эту целевую аудиторию), которые получают не только высокие зарплаты, но и имеют ежегодные бонусы в размере несколько десятков миллионов тенге. Нужно ли, в таком случае, отрывать государственное финансирование от тех, кто не дотянул чуть-чуть и остался за бортом госпрограммы? Вопрос, конечно, риторический.
Круговорот (не)знаний в природе
Со школьным образованием в Казахстане тоже не все в порядке. Мечемся, чего-то ищем. Теряем хорошие навыки. Новые, лучшие, не приобретаем, увы.
Реформа образования в Казахстане – постоянно продолжающийся, непрекращающийся, далеко не всегда логичный процесс. Бесконечно реформирование стало, похоже, национальным видом спорта. Здесь часто меняются министры и каждый считает своим долгом провести свою реформу, не думая о преемственности вообще. Что ни министр, то новая инициатива, ловко оформленная как перспективная программа.
Стало известно, что в наших школах очень скоро введут трехъязычие: на казахском будут преподаваться казахская литература, казахская история и география, на английском – химия, физика, литература. Остальные предметы в русской школе будут, стало быть, на русском языке. Будут потрачены триллионы государственных денег только на то, чтобы повысить квалификацию учителей, сделав прежде всего из них трехъязычников, а еще надо написать и напечатать новые учебники и пр. и пр.. И это при том, что качество образования, учебников и методик остается на низком уровне; труд учителя, несмотря на некоторые положительные сдвиги, нельзя считать высокооплачиваемым, как в развитых странах.
Дореформировали систему образования до такой степени, что в этом году не пристроенными по государственным грантам оказались круглые отличники, обладатели знака отличия «Алтын белгі»! Оказалось, что гранты перераспределили в пользу технических и сельскохозяйственных вузов, а отличники решили, как назло, поступать на экономические и юридические специальности. Министру образования лично пришлось обращаться к ректорам вузов, чтобы талантливых детей зачислили в вузы.
Система изживает себя: в учительство все чаще приходят не прогрессивно мыслящие люди, а часто те, кого и близко нельзя подпускать к детям; школьники привыкают к списыванию и помощи со стороны, при сдаче ПГК и ЕНТ, еще в школе; оценка качества знаний поставлена таким образом, что даже при полном отсутствии знаний ребенок получает аттестат. В вузах проблемы множатся: тут уже процветает откровенная коррупция со всеми вытекающими последствиями – на рынок труда приходят специалисты, не способные сколь-нибудь качественно и ответственно исполнять свои обязанности. Чаще всего такие кадры, к сожалению, попадают именно в сферу образования и здравоохранения… И так по кругу.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.