Economist‎: Бесполезные репрессии Анкары

Турция втягивается во все больше и больше расширяющуюся войну на Ближнем Востоке. Господин Эрдоган, возможно, никогда не поддерживал мифа о том, что курдов не существует, но он поддался другой фантазии - о том, что он может покончить с курдским национализмом силой. Турция уже потратила десятилетия, пытаясь добиться этого. Возврат к политике насильственного подавления бесполезен. Усилия Анкары не дадут искомого результата, а вместо этого втянут господина Эрдогана в прежний порочный круг, так как попытка сокрушения повстанцев оттолкнет от него умеренных курдов и поспособствует появлению новых рекрутов в рядах ополченцев

Журнал Economist‎ опубликовал статью под названием «Futile repression» — «Бесполезные репрессии».

В предисловии к ней говорится так: «Президент Турции должен отказаться от попыток сокрушить курдов. Вместо этого ему следует возобновить мирные переговоры».

Турция курды

Далее уже в самой статье излагается следующее: «На протяжении многих лет рецепт Турции по борьбе с курдским национализмом состоял в том, чтобы делать вид, что курдов не существует. Даже тогда, когда турецкие войска сражались с Рабочей партией Курдистана (Partiya Karkerên Kurdistan – PKK), государственная пропаганда уверяла, что курды являются подгруппой турок, а их язык, запрещенный к официальному использованию, — диалектом турецкого языка.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, надо отдать ему должное, не впадал в подобные фантазии. Его Партия справедливости и развития (Adalet ve Kalkınma PartisiAK) проводила мирные переговоры с Абдуллой Оджаланом, основателем PKK, и умеренными курдами. Увы, за последние месяцы, в то время как мировое внимание сфокусировалось на трагедии, имеющей место в Ираке и Сирии, Эрдоган отбросил эти достижения, возобновив войну со стороны Турции против курдских боевиков с обновленным беспощадным ожесточением.

Погибли сотни людей, в том числе многие из числа гражданского населения. Около 200 тысяч человек оказались вынужденными покинуть обжитые места и стать перемещенными лицами, сделавшись для Турции дополнительным бременем сверх миллионов сирийских беженцев, принятых страной.

В районах на юго-востоке действует комендантский час. Армия использует танки и артиллерию против выступающих на стороне PKK молодежных ополчений, окопавшихся позади баррикад, начиненных взрывчатыми веществами. Районы Диярбакыра, крупнейшего населенного курдами города в юго-восточной Турции, напоминают искрошенные в щебень руины таких сирийских городов, как Алеппо.

Большую часть вины несет PKK. Прошлым летом боевики Рабочей партии Курдистана стали убивать турецких военнослужащих и полицейских предположительно в отместку за вступление Анкары в сговор с Исламским Государством (ИГИЛ).

Джихадисты добивались уничтожения Кобани, курдского анклава в Сирии, прямо на виду у турецких войск, которые оставались в стороне в качестве безучастных наблюдателей; и они провели самоубийственный теракт против курдских активистов в турецком городе Суруч. Своим нарушением режима прекращения огня Рабочая партия Курдистана возбудила подозрения, что она хочет успешную войну курдов против ИГИЛ в Сирии привнести в Турцию. Чем бы – порывом эмоций или обдуманными заранее намерениями – ни объяснялись действия PKK, Эрдоган воспользовался ими для того, чтобы положить конец мирным переговорам с курдами и развязать полномасштабную военную кампанию.

Играя на турецком национализме, он на состоявшихся в ноябре выборах снова привел свою увязшую в проблемах партию AK к победе. Но это оборачивается тяжелыми последствиями для Турции в целом. Ее демократия подвергается атаке. Все те, кто критикует войну, в том числе умеренные курдские политики, преследуются. Тех, кто представляет еще сохраняющиеся остатки от независимой прессы, заставляют замолчать. Турция, оплот стабильности, втягивается во все больше и больше расширяющуюся войну на Ближнем Востоке.

Господин Эрдоган, возможно, никогда не поддерживал мифа о том, что курдов не существует, но он поддался другой фантазии — о том, что он может покончить с курдским национализмом силой.

Турция уже потратила десятилетия, пытаясь добиться этого. Возврат к политике насильственного подавления бесполезен, так как курды составляют крупное нацменьшинство и имеют под своим контролем безопасные зоны в Сирии и на севере Ирака. Усилия Анкары не дадут искомого результата, а вместо этого втянут господина Эрдогана в прежний порочный круг, так как попытка сокрушения повстанцев оттолкнет от него умеренных курдов и поспособствует появлению новых рекрутов в рядах ополченцев.

PKK тоже предается фантазиям. Турция никогда не позволит курдской части территории страны отделиться и не даст его боевикам захватить ее военным путем так, как они пытались сделать это в 1990-ых годах. Америка, как бы она ни казалась рассматривающей курдов как наиболее надежную силу в войне против ИГИЛ, также не окажет им какой-либо помощи в дестабилизации Турции, своей важнейшей союзницы по НАТО. Во всяком случае, сейчас Америке и Европе Турция нужна больше, чем когда-либо. Они нуждаются в том, чтобы эта страна помогла им остановить потоки беженцев и принести мир в Сирию.

Поверните оружие в другую сторону

Единственным решением представляется возвращение к мирным переговорам на основе предложения о предоставлении курдам большей автономии в составе Турции, которое господин Оджалан уже принял. Если Эрдоган станет настаивать на ведении своей собственной войны в Турции, прекращение войны в Сирии окажется невозможным».

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.