Обнаружена системная ошибка управления жилым фондом

Участники круглого стола «Защита интересов потребителей услуг в сфере управления жилого фонда КСК» (прошел в Департаменте по защите прав потребителей г. Алматы) обратились к правительству с предложением разработать нормативный акт управления жилым фондом

У закона «О жилищных отношениях» нет механизма реализации в виде положенной к нему нормативной базы. На этом в ходе круглого стола настаивал Владимир Пермин, председатель ОО «Добровольное общество защиты прав нанимателей». Болат Динистанов, руководитель Ассоциации КСК, сообщил, что имеются 19 штук нормативных актов (12 из них ведомственные), поэтому механизм реализации закона действует. В ходе бурного обсуждения представители НПО и государственных органов сошлись на наличии массы пробелов и противоречий, с которыми функционирует данный механизм. Поэтому в итоговой части заседания предложили правительству разработать полноценный нормативный документ, который учитывал бы права и интересы рядового члена КСК.

Жамбыл Жолдасулы, руководитель отдела защиты прав потребителей, зачитал несколько жалоб из списка, которые его структура получила всего за один день. Вопросы до ужаса элементарные (например, надо ли платить сантехникам, если владелец квартиры и так ежемесячно оплачивает их услуги), но тот факт, с какой регулярностью они поступают, указывает на их системную нерешенность в сфере управления жилым фондом. «Наш отдел в департаменте с марта месяца 2015 года. На первом месте по количеству жалоб розничная торговля, на втором – КСК», – сообщил г-н Жолдасулы.

«В советское время начальник домоуправления был больше подотчетен жителям, чем председатель КСК сейчас, хотя по закону должно быть наоборот», – подчеркнул Владимир Пермин. Он привел несколько примеров из жизни жильцов многоквартирных домов за разные годы, в которых они не смогли защитить свои права в стандартных бытовых ситуациях. «Разве это не правовой идиотизм, когда элементарные требования жителя находятся в рамках закона, но закон почему-то находится за рамками законного требования?» – недоумевает бывший управдом.

Г-н Пермин предложил обратиться в правительственные органы, чтобы там разработали и утвердили следующие семь документов:

— типовой договор на управление жилим фондом (ЖФ) КСК;

— правила эксплуатации ЖФ КСК;

— положение о председателе КСК;

— положение о правлении КСК;

— положение о ревизионной комиссии КСК;

— правила списания средств КСК;

— порядок приема заявлений членов КСК.

«Данный пакет документов и будет являться частью механизма реализации закона «О жилищных отношениях», что автоматически создаст условия жителям реализовать свои возможности, заложенные законом, по внутреннему управлению КСК, – считает Владимир Пермин. – Если первые два документа могут разработать и утвердить только госорганы, то остальные пять можно будет разработать самим на основании первых двух и утвердить их на общем собрании КСК». «На порядок уменьшатся жалобы в акимат», – прогнозирует он.

«Мелкие вопросы», – так охарактеризовал поднимаемые проблемы в сфере управления жилым фондом Болат Динистанов. Однако с такой позицией фактически остался в одиночестве. Поскольку потребителю, на которого повесили оплату неиспользованной горячей воды, совершенно не все равно «кто несет ответственность за целевое использование воды после счетчика?».

Артык Сейткалиева, ОО по защите прав потребителей «Адал», пыталась разобраться с домовыми счетчиками по учету тепла. Из-за тайных добровольно-принудительных методов получается, что жильцы оплачивают кредит, который взяли «Тепловые сети» для установки в домах приборов учета тепла. Председатель КСК говорит: «Я взял счетчик на ответхранение». На вопрос сколько и до какого времени за произведенную установку платить, почему после монтажа этих счетчиков в квартирах стало холодно – вообще ничего не отвечает. «Антимонопольный комитет делает отписку, из которой ничего невозможно понять», – акцентировала г-жа Сейткалиева. «Если я не могу справиться, то что говорить о простом человеке, который весь день занят на работе?» – поставила она фундаментальный вопрос.

В ходе круглого стола, по крайней сере, выяснилось, что домовой счетчик учета тепла стоит 450 тысяч тенге, а его государственная проверка – 100 тысяч. «Около 45% домов по городу установили», – указал Аскар Кадыргалиулы, департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики. У кого нет прибора – оплачивают по норме. «Экономия 45%. Но жить в квартире невозможно – очень холодно», – особо выделила последствия данной кампании Артык Сейткалиева.

В Алматы 799 КСК и 8195 многоэтажных домов. Самое проблемное по теплу место в мегаполисе – это микрорайоны «Орбита». «3550 домов пора сносить. Обслуживать их очень тяжело», – отметил г-н Динистанов. Ну а чтобы все «мелкие вопросы» решались в рабочем порядке и не противоречили здравому смыслу, правительство просят помочь и разработать нормативный акт по управлению жилым фондом.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.