У Нацбанка плохо с балансом. Реанимация или девальвация?

У Нацбанка РК есть хорошие новости и плохие. Подсчитав валютные потоки, он обнаружил «недостачу» в размере $5,3 млрд. Чтобы не повторить этот печальный опыт, монетарная власть, конечно, сделает все возможное, чтобы выправить платежный баланс. Профицит всегда лучше дефицита. Но за счет чего это будет сделано? За счет дальнейшей девальвации тенге?

Национальный банк опубликовал предварительную оценку платежного баланса РК за 2015 год. В отличие от 2014 года, когда текущие операции платежного баланса были исполнены с профицитом в $6 млрд., по итогам прошлом года ожидается дефицит в $5,3 млрд. Из трех последних лет наиболее удачным был 2013 год, который Казахстан завершил с профицитом в размере $33,84 млрд. Антирекорд был установлен в 2007 году, когда дефицит текущего счета составил $7,2 млрд., или 6,9% по отношению к ВВП.

дефицит баланса

Почему так важно «читать» платежный баланс страны? В этом документе в суммарном виде отражаются экономические операции страны с остальным миром за определенный период времени. Данные платежного баланса представляют собой экономическую категорию потоков, описывающих в динамике внешнеэкономические отношения со всеми видами реальных и финансовых ресурсов. При анализе отчета можно увидеть слабые места внешнеэкономических отношений и без труда определить адекватность внутреннего валютного курса, объем инвестиций нерезидентов в казахстанскую экономику, а также, например, то, существует ли угроза для финансовой стабильности, в том числе за счет утечки капитала и пр.

Правда, в предварительной оценке могут разобраться лишь эксперты, поскольку этот баланс представляет собой сведенные в одну таблицу важные показатели – подробный и окончательный финансовый талмуд с описанием представляется Национальным банком лишь на 90-й день после завершения отчетного периода. Но попытаемся понять, какие слабые и сильные стороны внешне-экономической деятельности были осуществлены в Казахстане в 2015 году и что 2016 год нам готовит.

Баланс образца 2015 года

Пресс-служба Национального банка поясняет, что дефицит в $5,3 млрд. обусловлен сокращением показателя чистого экспорта товаров. Косвенно это означает то, что у страны резко сократилась валютная выручка.

Экспорт товаров по классификации платежного баланса за 2015 год составил $46,2 млрд., снизившись на 42,4% относительно 2014 года ($80,3 млрд. в 2014 году).

«Основным фактором сокращения экспорта стали мировые цены на нефть в среднем за 2015 год цена на нефть сорта Brent составляла $52,4 за баррель ($98,9 за баррель в среднем за 2014 год). Стоимость экспорта нефти и газового конденсата сократилась в 2 раза, составив $26,8 млрд. По остальным товарам экспорт сократился на 27%», – информирует Нацбанк.

Импорт товаров, причем, по всем видам продукции, тоже уменьшился, но не так существенно. Он составил $33,6 млрд., сократившись на 22,9% ($43,6 млрд. в 2014 году).

Как поясняется в сообщении Нацбанка РК, при снижении показателя чистого экспорта давление на текущий счет снижается за счет сокращения отрицательных балансов по другим составляющим. Например, в результате снижения доходов резидентов от экспорта товаров произошло значительное сокращение чистых доходов нерезидентов от прямых инвестиций в Казахстан с минус $19,6 млрд. в 2014 году до минус $8,1 млрд. в 2015 году. Снижение деловой и инвестиционной активности резидентов обусловило сокращение дефицита баланса международных услуг на 15,6% относительно 2014 года до $5,4 млрд.

По предварительной оценке, чистый приток капитала по финансовому счету (за исключением операций с резервными активами Национального Банка) за 2015 год составил $11,1 млрд. ($6,8 млрд. за 2014 год). Этот приток был главным образом обеспечен операциями прямого инвестирования и привлечением средств государственным сектором.

«Сложившийся дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет операций финансового счета платежного баланса, а также за счет использования во втором и третьем кварталах 2015 года резервных активов Национального банка. В целом за год снижение резервных активов Национального банка за счет операций платежного баланса составило около $0,8 млрд.», – говорится в пресс-релизе регулятора.

Девальвация или реанимация тенге?

Дефицит по текущему счету – это предвестник нового витка кризиса. Когда мы имеем отрицательный результат, это дает неформальные основания для Национального банка и далее ослаблять курс национальной валюты, чтобы баланс стал положительным. Это первое, что может сделать монетарная власть. В целом на баланс оказывает высокое влияние стоимость торгуемых позиций, в первую очередь, сырой нефти и газового конденсата, которые формируют 60% товарного экспорта Казахстана. Когда нет устойчивых сигналов, что меняется конъюнктура мировых сырьевых рынков в положительную сторону, практически остается один инструмент для восстановления баланса.

Будет ли и дальше девальвироваться тенге? Ответ на этот вопрос, по прочтении платежного баланса скорее положительный, чем отрицательный. Однако глава Нацбанка Данияр Акишев в своих комментариях по данной теме ранее заявлял, что та корректировка обменного курса, которая состоялась, окажет позитивное влияние на платежный баланс, пусть и с временным лагом. Он также рассматривает ослабление национальной валюты как единственный вариант реальных действий – на цены на экспортируемые товары повлиять невозможно, как невозможно, например, оперативно повысить прямые инвестиции в Казахстан.

В 2015 году тенге в реальном выражении ослаб к доллару на 36,5%, а за два полных года (2014-2015) на 42,6%. Номинально тенге к доллару за прошлый год ослаб на 75,7% – средневзвешенный обменный курс в январе 2015 года составлял 183,7 тенге за доллар, а в декабре – 322,84 тенге за доллар.

Достаточно ли девальвировать курс тенге (сегодня это примерно 360 тенге за доллар) по отношению к доллару? Будет ли Нацбанк ожидать отложенного воздействия девальвации на баланс или предпочтет перестраховаться и позволит ослабиться валюте еще? Перестраховка в текущей ситуации вполне возможна.

И, наконец, немного позитива. Для баланса любой страны также важен такой показатель, как отток капитала. Статистически он измеряется в объеме переводов физических лиц за рубеж, а также оттоков, связанных с эмиграцией. Капитал выводят также и компании: приобретают активы за рубежом, делают прямые и портфельные инвестиции. Все эти операции учитываются в платежном балансе. Но особый интерес специалистов всегда вызывают неучтенные или неправильно оформленные операции, которые суммируются в статье «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса. Их часто трактуют как бегство капитала. Любопытно, что в 2015 году процесс вывода капитала замедлился. Если в 2014 году за рубеж «утекло» $8,566 млрд., то в 2015-м – на 21,6% меньше, всего $6,716 млрд. Это, пожалуй, единственная хорошая новость для Казахстана в контексте платежного баланса.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.