Зачем Казахстану и России общая валюта? Готовы ли мы утратить часть суверенитета ради лучшей жизни?

Вероятно, о единой валюте Евразийский экономический союз, в который входит и Казахстан, начнет договариваться в самое ближайшее время. Экономическая ситуация располагает к тому, чтобы наконец всерьез заняться проработкой вопроса. Это насущная необходимость, нравится это кому-то или нет

На днях разговор об единой валюте завели те, от кого ждали меньше всего. Раньше этот вопрос дискутировался главным образом между двумя участниками экономического союза – Казахстаном и Россией, но в этот раз высказались примкнувшие к объединению позже Киргизия и Армения.

На форуме «Евразийская экономическая перспектива» вице-премьер правительства Киргизии Аалы Карашев неожиданно заявил о том, что «в самое ближайшее время нам нужно рассмотреть вопросы валютного регулирования. В частности, вопрос введения единой валюты ЕАЭС для осуществления совместной торговли и таможенного регулирования в рамках организации».

Безусловно, речь шла не только о валюте, но также и о других форматах сотрудничества – создании биржи углеводородов, единого портала госзакупок ЕАЭС, но все-таки вопрос введения единой валютной единицы все сочли за главный.

Удивительно, но эту же тему затронул и депутат национального собрания Армении Грант Багратян. Они с Карашевым словно сговорились. «Вопрос валют стоит очень остро, и я не думаю, что он может терпеть до 2025 года», — сказал представитель Армении. По его мнению, нерешенность этого вопроса может «стать серьезным препятствием для роста экономик стран ЕАЭС», поскольку торговля с использованием доллара предполагает получение данной валюты «на стороне».

Данные заявления идут вразрез с теми, что были сделаны немного раньше. Так, в ноябре 2015 года председатель Центробанка Армении Артур Джавадян заявил, что разговоры о переходе стран ЕАЭС на единую валюту преждевременны. Он проинформировал, что на заседании глав ЦБ стран ЕАЭС российская и казахская стороны заявили, что до 2025 года этим вопросом заниматься не будут. Но ведь всем понятно, что процесс введения единой валюты займет очень много времени. Прогнозы экспертов, конечно, расходятся: одни считают, что достаточно плотно поработать 2-3 года, а другие, в том числе и Артур Джавадян, уверены, что процесс потребует 30-40 лет. И вот его соотечественник Багратян призывает к скорейшей проработке валютного вопроса…

Интересно, что буквально через некоторое время высказался по этому поводу и президент РФ Владимир Путин, когда ему задали соответствующий вопрос в ходе «Прямой линии» со страной. На удивление, в этот раз он решил попридержать галоп, и его ответ был эмоционально бледным, что непохоже на российскую позицию по этому вопросу. Он заявил, что ввод валюты ЕАЭС возможен только после того, как уровни экономик входящих в него стран сравняются. По его мнению, России нельзя повторять ошибки Евросоюза.

Если слова Путина воспринимать буквально, то фактически он сказал, что общей валюты у ЕАЭС не будет никогда. Ведь что такое сравнять уровни экономик? Данное понятие, безусловно, включает целый ряд параметров, по которым можно судить о примерно одинаковом уровне экономики. Но если упростить этот вопрос, то это значит добиться примерно сопоставимых результатов в таких показателях, как рост ВВП, уровень инфляции, уровень госдолга, объем ВВП на душу населения и пр. Также много зависит от структуры экономики и ее потенциала. «Экономики Российской Федерации и Казахстана очень близки, Беларусь выглядит слабее республика сильно зависит от цен на энергоносители, – комментирует этот вопрос директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев. — Однако у Беларуси есть свой козырь: качество человеческого капитала намного выше, чем в РФ и Казахстане. В условиях глобального рынка человеческий капитал очень важное конкурентное преимущество. В современном мире наиболее успешные нации добились своего результата, прежде всего, за счет монетизации интеллектуального капитала».

Вопрос введения единой валюты не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Нужно договариваться всем членам союза – сегодня полноправными его участниками является пять стран – Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

«Мы по-прежнему полагаем, что введение евразийской валюты или алтына, прежде всего, политическое решение. Прямую аналогию с Евросоюзом проводить вряд ли корректно. Экономика Российской Федерации намного больше, чем экономика других стран-партнеров. Соответственно, алтын будет похож на российский рубль», — отметил в своем комментарии Александр Разуваев.

И если год назад он практически был уверен, что алтын (предполагаемое название общей валюты ЕАЭС) может заменить рубль в 2016 году, то сегодня он более сдержан в оценках. Эксперт полагает, что «в Евразийском союзе можно выделить ядро и периферию. Ядро – это Казахстан, Российская Федерация и Беларусь. Периферия – Армения и Киргизия. Теоретически, к союзу могут присоединиться Монголия, и даже Иран».

Страны, в настоящее время солирующие на тему введения единой валюты, в расчет совсем не берутся. Они – массовка, с претензией на главную роль. Решать вопрос, вероятно, будут лишь три страны. Более того, Александр Разуваев уверен, что «будет правильнее сначала ввести единую валюту для трех стран – РФ, Беларуси и Казахстана».

Зачем вообще нужна общая валюта? Совершенно не для того, чтобы в кошельках граждан зашелестели новые купюры. А в первую очередь для облегчения  взаимной торговли, потому что рынок общий. Нельзя сказать, что экономики «пятерки» взаимно комплементарны. Например, в Армению в первые два месяца 2016 года Казахстан не экспортировал товар вообще – сработал по нулям, но эта экономическая связь априори полезна, потому что могут появиться новые перспективы.

Официальная статистика, только что опубликованная на сайте Комитета по статистике МНЭ свидетельствует, что в январе-феврале 2016 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕАЭС составила $1,609 трлн., что на 34,1% меньше, чем в январе-феврале 2015 года, в том числе экспорт – $508,6 млн. (уменьшился на 24,0%), импорт – $1,1 трлн. (меньше на 37,9%).

Уменьшение объемов торговли произошло не только из-за неблагоприятной экономической ситуации (экономики большинства стран в мире сегодня сжимаются), но и из-за девальвации национальных валют: любые расчеты между странами ЕАЭС ведутся через конвертацию в доллар, что способствует значительному удорожанию товаров и продуктов.

…Согласиться на новую валюту – это потерять часть суверенитета. Так думают многие политики, аналитики, политологи, простые граждане. Отчасти это правда. Но когда благодаря новой валюте укрепится экономика, о политической жертвенности все позабудут, потому что жить станет лучше. Это, конечно, картина маслом, но при разумном подходе так должно быть. А иначе общая валюта не нужна никому.

Справка Интернет-газеты ЗОНАКЗ

В структуре экспорта Республики Казахстан в страны ЕАЭС преобладают минеральные продукты (35,3% к общему объему экспорта в страны ЕАЭС), продукция химической промышленности (22,9%), металлы и изделия из них (19,4%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (10,9%).

Из стран ЕАЭС в большей степени завозятся машины и оборудование (25,3% к общему объему импорта из стран ЕАЭС), минеральные продукты (18,8%), продукция химической промышленности (16,9%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (14,6%), металлы и изделия из них (10,7%).   

взаимная торговля еаэс

 

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.