В представительных демократиях настроения людей (в том числе сиюминутные) – это игра с огнем. Решили граждане что-то вроде «брэксита», а дальше правительство хоть вешайся, но выполняй. Однако есть же проверенные механизмы по работе с населением, которые хоть и апробированы на евразийских просторах, однако в той же Великобритании сработали бы эффективно. Если Дэвид Кэмерон реально не хотел выхода Великобритании из Евросоюза, то должен был пригласить кого-нибудь из проверенных кадров ЦИК (Центральной избирательной комиссии) РК к себе примерно в том же качестве, в каком экс-премьер Тони Блэр работает на Ак Орду. Тогда не пришлось бы подавать в отставку.
С позиции политических реалий Казахстана ситуация в Великобритании выглядит абсурдной. Руководитель правящей партии консерваторов Дэвид Кэмерон выступает за членство страны в Европейском союзе. Вряд ли эти его публичные заявления лицемерные, если он последние три месяца выглядит так, что в народе характеризуется фразой «краше в гроб кладут». Значит реально переживает за им же спровоцированный бедлам (чтобы выгодно торговаться с Брюсселем разбередил евроскептические силы в стране). Джереми Корбин – лидер лейбористов в титуле «официальная оппозиция Ее Величества» тоже за Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии в составе ЕС. Но народ (пусть и с перевесом на уровне социологической погрешности) проголосовал за выход.
Когда ставки так высоки, как это было в случае с брэкситом, то и меры для спасения ситуации нужно принимать неординарные. Г-н Кэмерон должен был наступить на горло партийным разногласиям и поинтересоваться у Тони Блэра, постоянно ошивающегося в Астане, есть ли там толковые специалисты в области избирательных технологий. Ну а тот, если болеет за общее дело европейского единства, то не может не знать о местных блистательных кадрах из ЦИК, которые не дают шанса выборному процессу, если он не санкционирован верховной властью. Разве что в деле противодействия брэкситу нужно было выбрать в Казахстане тех, кто не полагается целиком и полностью на административный ресурс, а еще и добавляет выдумку.
Разумеется, такой местный колорит, как «карусель», вброс дополнительных бюллетеней или порча уже имеющихся в славящейся силой закона Великобритании невозможны. Ибо там за такие вещи предусмотрены сравнительно крупные сроки уголовного наказания, а главное – гарантированно применяемые. Скрыть что-либо подобное в условиях свободных и въедливых СМИ тоже не представляется осуществимым. То есть формула «не страшен грех, огласка – вот беда» на туманном Альбионе проблематична как раз из-за постоянных огласок. Однако есть набор вполне легальных технологий, о которых Дэвид Кэмерон не знает в силу ущербности английского аристократического воспитания.
На поверхности лежит то, что в референдуме приняли участие лишь те подданные Ее Величества, кто находится на территории Соединенного королевства. Между тем, в одной Испании людей с британскими паспортами в сезон может быть до миллиона. Например, там живут многие английские пенсионеры, потому что солнце ярче, винограда больше, вода в море теплее. Эти люди, пользующиеся преимуществами перемещений в рамках ЕС, однозначно выступают за членство своей страны в Евросоюзе. Значит, нужно было подсуетиться с процедурой разрешения гражданам голосовать за пределами Великобритании и организовать внешние избирательные участки. Учитывая, с каким перевесом победили сторонники выхода, данные голоса могли бы запросто стать решающими.
Масса СМИ обратила внимание на то, что собственно город Лондон голосовал за членство в Евросоюзе, но явка была невысокой из-за плохой погоды. Здесь тоже технология давно отработана на примере парадов в Москве. Там если пасмурно, то взлетают в небо истребители и разгоняют тучи за пределы МКАД. Последний раз российскому бюджету это обошлось в 70 млн. рублей, то есть меньше 1 млн. фунтов стерлингов. Поднять самолеты в воздух можно ведь под весьма благовидным предлогом (маневры, проверка боеготовности), а чистое небо как бы станет побочным эффектом.
Через Лондон проходит (или теперь уже проходило?) 21% международных финансовых транзакций. Если сразу после брэксита стоимость английских банков упала на одну треть (!), то чем ни повод заставить жадных банкиров раскошелиться, чтобы потом не потерять еще больше? Ведь совершенно логично, что без членства Великобритании в Объединенной Европе с ее общим рынком столько денег через лондонскую банковскую инфраструктуру перекачивать не будут. На Альбионе с коррупцией строго, поэтому банкирам нужно было перечислить деньги во всевозможные НПО с названиями вроде «За расширение общеевропейской интеграции» и покупать на них альянсы тех блогеров, которые готовы честно и креативно отрабатывать полученные деньги. Дальше уже переход количественных изменений в качественные – третий закон диалектики.
Спорным остается вопрос, получилось бы в Великобритании провернуть идею с электронной системой голосования типа «Сайлау» – слишком уж страна консервативная. Хотя теоретически под лозунги о том, что на дворе третье тысячелетие и нужно продвигать в жизнь новейшие информационные технологии, критическая часть общества могла бы купиться на такой трюк.
Дэвид Кэмерон не использовал свой шанс, а Тони Блэр ему не помог. В итоге нет людей из нашего ЦИК (хоть прошлых, хоть действующих) в команде власти – нет победы. До английского истеблишмента как-то медленно доходит, что больше у них нет империи, над которой никогда не заходило солнце. А в такой ситуации надо учиться у более успешных коллег по правящему классу. Теперь придется в полной мере вкусить от плодов местечковости, изоляционизма и общеевропейской мести.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.