Тенге: еще на качелях или с горки вниз?

Тенге явно переоценен, значит, будет падать. Такой вывод можно сделать, пообщавшись с экспертами. Однако эти умозаключения неоднозначны. Потому что за аналитикой валютного рынка всегда один знаменатель - цены на нефть. Именно они предопределяют судьбу сырьевых валют

Волатильность валютных курсов приводит всех в замешательство. Как только глава Нацбанка Данияр Акишев заявил о том, что курс тенге стабилизировался, национальная валюта начала испытывать афтершоки. Нацбанку, конечно, уже поднадоели валютные качели (как хочется стабильности!), но рыночных правил никто не отменял: казахстанская валюта по-прежнему зависит и от штормящего нефтяного рынка, и от курса рубля. Поэтому даже самые благие аффирмации не действуют.

Валютные аналитики тоже пытаются понять смысл движения валют вверх-вниз и сориентировать неквалифицированных инвесторов. Так, Sberbank CIB назвал справедливый курс рубля. «Курс рубля завышен из-за снижения корреляции курса рубля с ценой нефти до наименьшего с мая 2014 года уровня. Но уже в сентябре рубль может опуститься до справедливого значения», — считают аналитики. По их мнению, «справедливый курс национальной валюты составляет 72 руб. за доллар при нынешних средних значениях нефтяных цен». То есть, рубль будет падать. А, значит, подобная же участь ожидает и тенге.

Тимур Турлов, генеральный директор инвестиционной компании «Фридом Финанс», со своей стороны, приводит несложные арифметические подсчеты: «С начала 2016 года нефть Brent подорожала на 33,88%, рубль подорожал на 13,5%, а тенге укрепился на 0,46% к доллару США. Учитывая, что ставка процента по тенге выше, чем по рублю, и у Казахстана гораздо ниже дефицит бюджета (а резервы к ВВП выше), тенге выглядит довольно сильно недооценённым к рублю». Поэтому он дает следующий совет: «Если стоит вопрос, в чем занимать, то при выборе между рублем и тенге, лучше выбирать рубль. Даже если тратить потом в тенге».

В то же время на валютном рынке мы видим «неадекватное» соотношение тенге и рубля. Если раньше за 1 рубль мы давали максимум 5 тенге, то теперь в обменных пунктах нельзя купить 1 рубль меньше, чем за 5,25 тенге.

Чтобы разобраться в ситуации, Интернет-газета ЗОНАКЗ задала несколько вопросов заместителю директора аналитического департамента Альпари Наталье Мильчаковой.

Наталья Мильчакова

***

– Наталья, как вы оцениваете первый год свободного плавания тенге? Какие правильные шаги и какие неверные действия за это время предпринял Нацбанк РК?

– Резкого обвала не случилось, хотя пессимисты предрекали именно это, девальвация позволила поддержать экспортеров, но, с другой стороны, результатом девальвации также стал спад объема промышленного производства в 2015 и текущем году и замедление темпов роста ВВП Казахстана до 1,2% в 2015 году. Однако решение Нацбанка было единственно верным на тот момент. При обвале цен на нефть и металлы – основные экспортные товары Казахстана – девальвация грозила стать неуправляемой, поэтому при всех негативных последствиях регулируемой девальвации она позволила избежать наихудшего сценария.

– Участвует ли периодически в формировании курса спекулятивный капитал? Это нормальное явление или необходимо предпринять какие-то ограничительные меры?

– Безусловно, участвует, как и на других валютных рынках и в особенности на рынках валют развивающихся стран. При том, что курс тенге стабильным назвать нельзя, он достаточно неплохо предсказуем и не показывает чересчур резких колебаний внутри дня или внутри недели, как, например, южноафриканский рэнд или, в меньшей степени, мексиканское песо. Две последних валюты очень волатильны, потому, по всей видимости, центральные банки этих стран не участвуют на валютном рынке. А курс тенге по предсказуемости, скорее, можно сравнить с курсом индийской рупии – индийская национальная валюта очень стабильна и предсказуема. Поэтому необходимости для ограничительных мер на валютном рынке Казахстана сейчас нет. Если таковые будут, то от этого будет только хуже для курса тенге к мировым валютам.

– Если рассматривать ситуацию с тенге, то не является ли его курс по отношению к доллару завышенным или заниженным? Каким должен быть, в таком случае, справедливый курс тенге?

– Мы считаем, что сегодня курсы многих нефтяных валют занижены к доллару именно из-за влияния спекулятивного капитала, однако на обменном курсе тенге воздействие спекулятивного капитала сказывается меньше, чем на обменном курсе рубля к доллару и евро. О справедливом курсе тенге или рубля говорить пока сложно, так как сейчас цена на нефть, от которой зависят эти курсы, также представляется спекулятивно заниженной. Когда нефть стабильно будет торговаться выше $50 за баррель, тогда можно будет более уверенно говорить о завышении или занижении обменного курса рубля или тенге к доллару.

– Есть ли смысл для казахстанской валюты вернуться к традиционному соотношению 1:4,80-4,90?

– Мы полагаем, что сейчас в сильном укреплении курса тенге смысла нет. Все-таки Казахстан, как и Россия, в первую очередь является экспортером сырья. Хотя надо признать, что Казахстан по сравнению с Россией добился больших успехов в диверсификации нефтегазовых доходов бюджета. Слабый курс национальной валюты работает на поддержку экспортеров.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.