Эксперт назвал справедливый курс тенге

Девальвация тенге стала для Казахстана инструментом для поддержания, а если точнее, – для спасения отечественной экономики. Так что не всегда курс национальной валюты формируется на биржевой площадке, все чаще (фактически – 4 девальвации с 2009 года) он устанавливается директивным способом

В 2015 году тенге был явно «передевальвирован» – курс национальной валюты искусственно занизили больше, чем объективно требовалось. Тем не менее, по мнению Валерия Полховского, старшего аналитика ГК FOREX CLUB, бенефиты практически исчерпаны: уже сегодня тенге явно переоценен по отношению к доллару.

Валерий Полховский

***

– Валерий, как вы оцениваете первый год свободного плавания тенге?

– Решение отправить тенге в свободное плавание, как показало время, было правильным и очень своевременным. Для смягчения удара по экономике Казахстана, в том числе, от действий Китая по девальвации юаня и замедления роста всей мировой экономики на первом этапе (5 месяцев) до февраля 2016 тенге был даже передевальвирован по отношению к другим валютам.  

То есть, девальвация тенге была проведена с запасом. И это во многом помогло экономике Казахстана особенно в сфере экспорта/импорта товаров-услуг, стабилизировало торговый баланс. Начиная с августа 2015 года торговый профицит, снижался, но не так катастрофично. То есть, удалось достичь плавного ухудшения торгового баланса и избежать более сильного коллапса в сфере внешней торговли.

С другой стороны, ослабление тенге в этот период в моменте на 103,8% было достаточно рискованным, особенно в плане цен на импортные товары, возможного ускорения инфляции.

– Но ведь этот риск реализовался в полной мере…

– Действительно, так оно и произошло.  Инфляция с августа 2015 года ускорилась в годовом выражении с 3,8% до 17,7%. Ускорение инфляции – это неотъемлемая составляющая существенной девальвации валюты.

Но если выбирать из двух зол – резкое замедление экономики, значительный рост безработицы, но сдерживание в краткосрочном плане роста инфляции или же, с другой стороны, девальвация, инфляция, но поддержание активности экономики в сфере внешней торговле, то шаг, проведенный центробанком по девальвации тенге, кажется вполне логичным. С августа прошлого года уровень безработицы вырос лишь с 4,9% до 5,1%.

– Значит, экономическая дилемма была решена правильно?

– В общем и целом мы позитивно оцениваем действия Нацбанка РК по переходу тенге к свободному плаванию. В текущей ситуации важной задачей Нацбанка остается сдерживание роста инфляции, так как это сильно бьет по социальной сфере.

– Несмотря на то, что в целом тенге покачивает на волнах мировых факторов влияния, иногда он очень существенно отрывается от цен на нефть, откровенно диссонирует с ними. Есть основания полагать, что в Казахстане очень силен спекулятивный капитал, который использует каждый удобный момент…

– Конечно, спекулятивный капитал присутствует на валютном рынке. Полностью избежать этого невозможно. Альтернатива – можно пойти по пути Азербайджана, где долгий период был жестко-фиксированный курс. В итоге, Азербайджан, как и другие страны, перешли на более гибкий курс и также провели значительную девальвацию своей валюты.

– Вряд ли можно назвать ординарной ситуацию, когда банки, как основные участники валютного рынка, устраивают настоящую охоту за сверхдоходностью? Здесь, наверное, принципиальным является вопрос: в какой степени может присутствовать на валютном рынке спекулятивный капитал?

– Присутствие определенной доли спекулянтов и спекулятивного капитала – это признак эффективного зрелого рыночного механизма определения цены. Если не пускают спекулянтов на валютный рынок, значит, чего-то боятся, значит, что-то не то с экономикой. На наш взгляд, спекулянты должны присутствовать на валютном рынке. Но они не должны доминировать, их доля в объемах торгов не должна превышать 10-15%. Львиную часть составляют экспортно-импортные сделки. Полностью убирать спекулянтов не стоит, они должны оставаться как некоторый стимулирующий все валютную систему элемент, чтобы все участники не расслаблялись и более эффективно проводили экономическую политику.

– Аналитики Sberbank CIB считают, что курс рубля завышен и называют справедливым курс на уровне 72 руб. за доллар. При этом они учитывают среднее значение нефтяных цен. Если рассматривать ситуацию с казахстанской валютой, то каким должен быть, в таком случае, справедливый курс тенге?

– Если ориентироваться на отношение курса доллар/тенге к стоимости нефти марки Brent с сентября 2015 года, то диапазон этого значения находился в диапазоне 4,74-14,00. На данный момент это значение равно 7,04. Cреднее значение этого значения с сентября равно 7,70. На наш взгляд, сейчас тенге даже немного переоценен – на 8,5%. Доллар должен стоить около 372 тенге.

Это было бы также логичным,  так как впереди период роста цен на нефть на фоне увеличения мирового спроса на это сырье. Ожидается, что уже по итогам сентября мир выйдет на нулевой спрос на нефть, чего не было с 2014 года. В феврале 2017 года ожидается уже превышение спроса над предложением нефти в мире, а, начиная с июля 2017 года, спрос будет четко намного превышать предложение. Это приведет к росту цен на нефть, и, соответственно, ревальвации тенге. Нужно быть готовым к такому усилению валют стран экспортеров сырья. И здесь я вернусь к началу нашего разговора: к этим моментам лучше подходить с несколько передевальвированной валютой, чтобы усиление тенге на фоне роста мировых цен на нефть не сильно било по экспорту.

– Мы хорошо помним ситуацию, когда рубль был недооценен по отношению к тенге: казахстанцы быстро сообразили и начали скупать в России квартиры, автомобили, бытовую технику. Сегодня ситуация обратная. Тенге сильно недооценен к рублю. С чем это связано? Какие последствия может иметь?

– Тенге действительно недооценен по отношению к рублю. Но он не настолько дешев, чтобы иметь катастрофические последствия для экономик той или другой страны.

Мы полагаем, что в связи с вероятным ростом мировых цен на нефть в ближайшие 1-1,5 года тенге будет скорее всего усиливаться в цене против доллара более значительными темпами, чем российский рубль. Поэтому соотношение тенге/рубль в долгосрочном плане будет выравниваться в пользу тенге.

– Есть ли смысл для казахстанской валюты вернуться к традиционному соотношению 1:4,80-4,90?

– Мы думаем, что усиление тенге против рубля должно быть плавным и не очень большим, чтобы не потерять конкурентные преимущества из-за упавшего тенге. Как раз отметка 4,80-4,90 была бы оптимальной в среднесрочном плане. Думаем, что к марту 2017 года, а, может, и раньше, мы придем к этой отметке.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.