Игры разума. Подумай, прежде чем сказать: «Да!»

Чиновники без работы никогда не останутся. Сначала они с жаром выступают с одной законодательной инициативой, а через некоторое время – с абсолютно противоположной. И при этом – никакого когнитивного диссонанса…

В этой моей статье будет много комментариев, заключенных в скобки, больше, чем всегда, что нехарактерно для любого журналистского жанра. Не пугайтесь. Речь пойдет о том, как отступает власть (ну как тут без ремарок?). Иногда этот отход – признание своей глупости, поверхностного знания, если хотите – заблуждений. Но, знаете, случается и другое. Когда не особенно хочется заниматься эксбиционизмом, даже если положено, увы, по статусу.

Сатисфакция, не более того

Быстро бежит не только время, но и трансформируется власть. Вернее, не сама власть, а ее соображения (мысль – это другая ипостась). Вот, в ноябре прошлого года, после непродолжительных дискуссий глава Комитета по государственным доходам (хотя трудно назвать эти доходы государственными, на самом деле это доходы, изымаемые в пользу государства) Даулет Ергожин словно по столу кулаком ударил, заявив о том, что НДС должны платить все. По его мнению (которое он имел в наличии на тот момент), у казахстанских предпринимателей искаженное восприятие уплаты данного налога.

Аргументы в пользу снижения порога для постановки на учет по НДС (как, видимо, ему казалось) у него железобетонные: дескать, крупный и средний бизнес страдает от того, что мелкий не платит НДС (конечно, страдают не олигархические и квазигосударственные структуры, которые и составляют костяк крупного и среднего бизнеса, а государственный бюджет). Впрочем, КГД немного прав, поскольку у самых «больших» на казахстанском рынке «нет стороны вычета». Для любого бухгалтера схема проста: лучше иметь дело с компаниями, которые платят НДС, чем с теми, которые не платят – в этом случае его уплачивают те, кто стоит на учете по этому виду налога. Но и своя выгода у крупняка при этом есть: они отдают на субподряд работы и услуги более мелким сотоварищам, рассчитываясь почти по дармовым прайс-листам (поэтому, отметим, глава КГД представил публике лишь часть правды).

В конце осени-2015 де-факто было принято решение о снижении барьера, который будут обязаны брать не только национальные чемпионы, но и мало-мальски стоящий на ногах бизнес. Эту поправку в Налоговый кодекс де-юре приняли в начале 2016 года: порог для постановки на учет по НДС установили в размере 3234 МРП с действующего предела в 30 тыс. МРП. Таким образом, оплачивать НДС уже в 2017 году будут обязаны и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, которые, естественно, этот налог просто не потянут.

ндс в казахстане

«На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда объемы сборов по НДС меньше, чем объемы, возмещаемые из бюджета по экспортерам. Это самая главная диспропорция, которая на сегодняшний день существует, и нам ее необходимо устранять, и чем быстрее, тем лучше», – сыпал своими аргументами глава КГД. Позвольте заметить в скобках: то есть, вместо того, чтобы наладить жесткое администрирование возмещаемого из бюджета НДС экспортерам (а там не единожды были отмечены большие нарушения и злоупотребления), решили потрясти МСБ, как липку (Интернет-газета ЗОНАКЗ об этом писала).

В последние год-два в Казахстане было принято множество законов, которые делают среду обитания для малого и среднего бизнеса практически невыносимой. Наряду с поголовным обложением НДС также планируется внедрить систему обязательного медицинского страхования (с обязательными отчислениями в размере 2% и ежегодным увеличением до 5%) и обязательных пенсионных взносов работодателей (5% от фонда оплаты труда). При все более возрастающей налоговой нагрузке не идет никакой речи о том, чтобы как-то стимулировать бизнес-инициативу, облегчить условия ведения бизнеса с тем, чтобы он хоть сколько-нибудь окреп как класс.

Международный опыт, на который так любят ссылаться чиновники всех мастей, при этом не изучается. А, между тем, в 2013 году в соседнем Китае решили прекратить взимание НДС и налог на оборот с малого бизнеса – и все во имя того, чтобы порядка 6 млн. мелких компаний, в которых работают десятки миллионов человек, смогли существовать. Чем плох пример?

Правда, теперь правительство Казахстана прозрело (то ли услышало аргументы, то ли возобладал собственный разум). И министр национальной экономики Куандык Бишимбаев на днях фактически дезавуировал заявления своего коллеги Даулета Ергожина, звучавшие в феврале-2016. Сначала, он, видимо, из чувства корпоративной солидарности сказал о том, что «снижение минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по НДС соответствует вызовам современных налоговых тенденций». Потом упомянул, что НДС по своей природе является сложным налогом, который требует вести как налоговый, так и бухгалтерский учет, что дополнительно повлечет увеличение административной нагрузки на МСБ: составление и сдачу налоговой отчетности по НДС, в том числе на лиц, торгующих на рынках. И, в конце концов, подобрался к главному: «В связи с этим предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС – 30 тыс. МРП по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением в 2018 году до 25 тыс. МРП, или 53,0 млн тенге, в 2019 году до 20 тыс. МРП, или 42,4 млн тенге, и в 2020 году до 15 тыс. МРП, или 31,8 млн тенге». (Даулет Ергожин, видимо, решил не ронять свой авторитет, договорившись с Бишимбаевым, что о шаге назад заявит тот – ведь еще никто не забыл, с каким жаром несколько месяцев назад снижал порог Ергожин).

Несмотря на нюансы, бизнесмены, думаю, сатисфакцией довольны.

Как один депутат стучал

И еще одна новость с налоговых полей. На этот раз сам Ергожин заявил о том, что Министерство финансов намерено отменить внедрение декларирования доходов государственных служащих, судей, работников национальных компаний и квазигосударственного сектора с 2017 года. Согласно новым поправкам, которые разработаны в настоящее время, всеобщее декларирование будет проходить в один этап для всех — с 2020 года.

Помнится, совсем недавно ведомство рапортовало о том, что к внедрению декларирования оно в целом готово. Но депутат мажилиса Нуртай Сабильянов предложил перенести сроки подачи первой декларации, обосновывая это тем, что не во всех населенных пунктах есть Интернет, Казпочта вряд ли справится с таким бумажным валом, и тогда сельчанам будет необходимо ехать в налоговую службу на 100-500 км (представляете, какая о народе забота – это раз, а второе, но, пожалуй, главное, как всего лишь один депутат может достучаться до налоговой, чтобы вразумить ее! (См. подробнее)

В итоге Ергожин был повергнут. И между делом признался, что не все так гладко – он-то готов, но не готовы другие органы: «В ходе проведения в текущем году подготовительных работ по переходу к всеобщему декларированию, были выявлены огромные проблемы с актуальностью данных в других госорганах. А именно, наличие земельных участков, зданий и сооружений, отдельных транспортных средств. Это потребует определенной чистки».

В общем, занавес. Но не спешите расходиться. И в других сферах ментальных трансформаций хватает. Еще расскажем.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.