«В данном случае заблуждаются и сторонники ношения хиджабов, идентифицирующие с головным убором набожность и благочестие, и государство, видящее в этом атрибуте угрозу устоям светского образования и общества»

Сетевые СМИ о запрете ношения хиджабов в учреждениях образования

После многолетних споров, казалось, проблема ношения хиджабов в учебных заведениях была решена.

О запрете ношения хиджабов в учреждениях образования«МОН РК: Ношение в школах хиджабов недопустимо» — 19 октября вице-министр образования и науки РК Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА напомнила, что с января этого года на территории Казахстана действует приказ Министерства, согласно которому внедрены единые правила по школьной форме. «Однако в последние годы учреждения образования сталкиваются с проблемой ношения учащимися предметов религиозной одежды. Законами РК утверждается, что система образования в Казахстане носит светский характер — статья 3 Закона РК "Об образовании". Система образования отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер — закон РК о религиозной деятельности и религиозных объединениях. То есть, прямая или косвенная пропаганда той или иной религии в светских школах недопустима», — подчеркнула Эльмира Суханбердиева.

«При этом правила не ограничивают права учащихся на свободу религиозного воззрения, запреты на ношение религиозной одежды распространяются только внутри организаций образования и не действует за их пределами», — заключила она.

«Учителя не вправе выгонять учеников из школы за ношение хиджаба» — "Ребёнка мы предупреждаем один раз, второй раз, третий. В следующий раз никто нарушать не позволит (требование школьной формы. – Авт.). Мы дождёмся родителей ребёнка, передадим лично в руки родителей, чтобы они могли сами снять (религиозную атрибутику. – Авт.). Никто не может у ребёнка отобрать, вырвать или как-то снять. В любом случае они дождутся родителей, чтобы потом ребёнок мог продолжить занятие", – пояснила Эльмира Суханбердиева.

Вице-министр юстиции Зауреш БАЙМОЛДИНА отметила, что запрет на ношение религиозной атрибутики в школах не является новым.

"Это требование существовало давно. Некоторые люди просто не хотят исполнять его сознательно, или в силу незнания законодательных норм нарушают эти требования. Теперь же, когда мы вернулись к обязательности школьной формы, этот вопрос приобрёл остроту. Это требование у нас всегда было – запрет на ношение какой-либо религиозной атрибутики в средних учебных заведениях", – прокомментировала Зауреш Баймолдина.

«Генпрокуратура РК признала законным запрет на ношение хиджаба в школах» — «Требования администраций учебных заведений о соблюдении установленной формы одежды, исключающей ее религиозный характер, а также соответствующих норм правил внутреннего распорядка и/или устава и/или договора, являются правомерными».

«Госполитика и хиджаб: палка о двух концах» — Айдос САРЫМ, политолог: «На мой взгляд, детям, по крайней мере, до наступления совершеннолетия навязывать какие-либо религиозные или конфессиональные установки вообще не нужно. Это должен быть осознанный выбор человека, который на основании знаний, понимания придёт к этому. Поэтому я против, когда маленьких детей заставляют читать намаз, либо носить хиджабы и прочие вещи».

Дулатбек КЫДЫРБЕКУЛЫ, политолог: «Я считаю, что у нас светское государство, а потому у нас должны быть светские требования. Хотя, с другой стороны, запрет на ношение хиджабов противоречит демократическим нормам. Тем не менее, лично я считаю, что народ у нас верит, традиционно относит себя к исламу, и здесь ношение хиджаба – это не основная религиозная атрибутика».

Аскар КАЙМАКОВ, адвокат: «Не допускается религиозная атрибутика. Я лично под этим понимаю, что не надо носить крест на пузе, как их носили бандиты в 90-е. Хиджаб – это часть одежды. Само постановление не является нормативно-правовым актом. Если даже его рассматривать в плоскости нормативно-правового акта, то он является незаконным, потому есть конституция, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей республике. В ней закреплено, что за гражданами есть свобода вероисповедания. Я вообще не вижу повода для запрета. Говорят, что это кого-то отвлекает. Когда я учился в школе, меня лично отвлекали девушки в коротких юбочках, сотовые телефоны и многое другое. Надо воспитывать наших детей так, чтобы они умели сосредотачиваться в условиях, когда их отвлекают. Этим запретом у нас станет много недовольных. Люди не перестанут носить хиджаб, они просто возненавидят государство, которое запретило им это».

Данат ЖУМИН, председатель совета Общенационального Движения «Казахстан-2050»: «Во-первых, я не вижу целесообразности в том, чтобы давать этому общенациональную повестку и обсуждать этот вопрос. На мой взгляд, это исключительно юридический вопрос. Министерство юстиции свою правовую оценку уже дало. Не согласная сторона может обратиться в конституционный совет, чтобы дальше посмотреть, насколько это правильно или неправильно. Во-вторых, подобного рода решения не должны приниматься на уровне министерства образования, а должны, наверное, на уровне школы. Школьные родительские комитеты вправе решать, какая должна быть форма и прочее, прочее».

«Мусульманские платки в школах и призывы к компромиссу» — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) 24 октября призвало казахстанских родителей «прийти к компромиссу» с руководителями школ в вопросе объявленного ранее властями «запрета ношения хиджабов» в школах. «Родители не должны обременять своих несовершеннолетних дочерей ношением платка и запрещать получение обязательного образования», — говорит ДУМК. Духовное управление советует родителям больше уделять внимание светскому образованию своих детей.

По мнению социолога Серика БЕЙСЕНБАЕВА, вопрос ношения мусульманских платков в школе требует всестороннего общественного обсуждения, в ходе которого необходимо выслушать мнение и верующих. Иначе это может привести к социальному конфликту, считает социолог. Серик Бейсенбаев полагает, что в ближайшие год или два станет понятно, насколько целесообразно было вводить запрет на ношение религиозной одежды, ссылаясь на то, что она не соответствует школьной форме.

Правозащитник Евгений ЖОВТИС говорит, что запрет на ношение определенного вида одежды в школе «немного ограничивает» права на свободу вероисповедания – «Здесь сложно говорить об ограничении прав человека. Здесь происходит столкновение общественного интереса в части светскости с индивидуальным правом на свободу совести, религии и вероисповедания. То есть это называется конкуренцией прав, или конкуренцией на свободу. Поэтому я не берусь судить, что правильно, а что нет».

«Запрет хиджабов в казахстанских школах: государство палит из пушек по воробьям?» — По мнению директора Ассоциации центров исследования религий, доктора теологических наук Расима ЧЕЛИДЗЕ, противостояние, возникшее вокруг хиджабов, по сути, представляет собой недоразумение, связанное с неосведомленностью в тонкостях ислама как адептов ношения этого головного убора, так и его противников. Таким образом, по мнению теолога, в данном случае заблуждаются и сторонник ношения хиджабов, идентифицирующие с головным убором набожность и благочестие, и государство, видящее в этом атрибуте угрозу устоям светского образования и общества.

Политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат ШИБУТОВ считает, что государство, вводя запрет на ношение платков в школах, стреляет из пушек по воробьям.

«На мой взгляд, хиджабы не являются значимым поводом для репрессивных действий в отношении верующих людей или ограничений их прав. Боюсь, что подобные методы только ожесточают представителей религиозных общин, выталкивают их из общества, приводят к их изоляции», — говорит эксперт.

По мнению политолога, хиджабофобия, проснувшаяся в казахстанском обществе, является следствием страха перед вызовами терроризма. Таким образом, Марат Шибутов предлагает сохранять здравый смысл и не руководствоваться при принятии государственных решений истерией и страхами.

Профессор кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек ИЗБАИРОВ отмечает другой важный нюанс: хиджаб, вопреки бытующему в обществе мнению, не является атрибутом каких-то нетрадиционных и ортодоксальных течений в исламе. Негативными последствиями введения подобных запретов, по мнению религиоведа, являются раскол в обществе и нарастание конфликтного потенциала в религиозной сфере.

ИЗБАИРОВ также отмечает, что если уж государство накладывает ограничения, то оно должно предложить верующим альтернативу: либо позволить детям обучаться на дому, либо предоставить им возможность посещать отдельные школы.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.