Видный общественный деятель Мурат Ауэзов, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева и журналист Кенже Татиля по поручению коллектива редакции газеты «Central Asia Monitor» написали открытое письмо в связи с арестом издателя газеты Central Asia Monitor и интернет-портала Radiotochka.kz Бигельды Габдуллина. В нем сказано:
«Арест по подозрению в совершении тяжких преступлений руководителя газеты «Central Asia Monitor» и интернет-портала «Radiotochka.kz» Бигельды Габдуллина, последовавший следом за осуждением председателя Союза журналистов Казахстана, президентом Национального пресс-клуба Сейтказы Матаева и генеральным директором КазТАГ Асета Матаева, вызвал в журналистской среде настоящий шок.
Глава Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров пообещал: «Я хочу вас заверить, что следствие будет открытым. Мы будем свидетелями всех тех доказательств, которые будут добыты в ходе расследования». Но пока официальные объяснения ареста вызывают множество вопросов.
Что значит «информационная атака в отношении руководителей государственных органов путем публикации негативных материалов, порочащих деловую репутацию»? Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц» разъясняет: «Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина или организации в общественном мнении или мнении отдельных граждан». Но ни один критический материал, опубликованный в «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz», не был признан недостоверным в судебном порядке. Следует ли трактовать позицию антикоррупционного ведомства так, что любая критическая публикация отныне является информационной атакой?
«В дальнейшем Габдуллин за прекращение критики вымогал с должностных лиц государственные заказы для своих медиа-ресурсов. Они, в свою очередь, лоббировали компании Габдуллина и обеспечивали заключение договоров о государственных закупках. Только после этого в СМИ публиковались исключительно положительные материалы об их деятельности», — сообщает общественности Национальное бюро по противодействию коррупции.
Нам, общественности, очень хочется уже сейчас знать, кто анализировал все материалы «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz» на предмет исключительной положительности или преимущественной критики? Есть ли вообще хоть какой-то анализ под этими утверждениями, или доказательства под них «будут добыты» потом? Или они «добываются» сейчас, в ходе допросов и обысков, которые, как фиксируют адвокаты, проходят с многочисленными нарушениями прав Бигельды Габдуллина, что уже сказалось на его здоровье? Вопрос не праздный, потому что каждый постоянный читатель этих изданий знает, что критики в них всегда много – не в порядке «вымогательства», а в интересах государства, в том числе в порядке борьбы с коррупцией.
Каким образом уголовное дело было заведено в Антикоррупционной службе? Разве уголовные дела, связанные с вымогательством, не относятся к подследственности органов внутренних дел?! Какой из этого можно сделать вывод?
Чрезвычайно важно знать, почему цикл положительных материалов трактуется как результат успешного «вымогательства»? Надеемся, что «представители акимата Жамбылской области», на заявление которых ссылается г-н Кожамжаров, сами выступят в прессе или проведут пресс-конференцию, на которой доказательно расскажут о давлении на них главреда популярных изданий, о том, как они «лоббировали компании Габдуллина и обеспечивали заключение договоров о государственных закупках». Это тем более важно, что, по нашим сведениям, портал «Radiotochka.kz» не имеет госзаказов из Жамбылской области и не участвовал в ее тендерах. Еще более важно, чтобы чиновники, на основе заявлений которых арестован Б. Габдуллин, защищали свои оскорбленные достоинство и деловую репутацию в порядке, предусмотренном законами РК, то есть в суде. Иначе получается, что суд как один из основополагающих институтов государственности исключен из нашей общественно-политической практики, а закон используется силовыми органами, по сути, как кистень. Надеемся, что чиновники понимают, насколько опасен прецедент, который фактически подрывает одну из основ государства — судебную власть.
Бигельды Габдуллин — журналист со сложной и яркой профессиональной биографией, создатель и редактор газет, которые уже вошли в историю независимого Казахстана, обладатель высоких государственных наград. Жизнь — непростая вещь, но хотелось бы напомнить, что вся деятельность Бигельды Габдуллина после его возвращения из эмиграции была направлена на поддержку политики президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Один маленький штрих: буквально месяц назад он выпустил книгу «Восемь граней Нурсултана Назарбаева», посвященную многогранной личности первого президента Казахстана.
Надеемся, что в ходе расследования предъявленных Габдуллину обвинений не будет повторен печальный сюжет, использованный в деле Матаевых, когда чиновники, контролирующие госзаказ, ушли от ответственности в связи с «деятельным раскаянием» и переложили всю ответственность на журналистов. В противном случае на честной журналистике в Казахстане можно будет поставить крест».
Письмо будет распространено как можно шире, чтобы каждый согласный с его содержанием мог поставить свою подпись в знак поддержки.