Издание Times Higher Education опубликовало статью Джека Гроува под названием «Bologna not to taste of German critics | Times Higher Education (THE)» — «Болонья не по вкусу немецким критикам».
В ней говорится так: «Феликс Григат, представитель Германской ассоциации университетских профессоров и лекторов, сказал, что изменения, введенные в рамках этой программы в целях гармонизации европейских систем высшего образования, подорвали институциональную автономию и способность университетов давать студентам образование в соответствии с высокими стандартами.
«Программы на получение дипломов теперь не столько фокусируются на развитии критического мышления, сколько ориентируются на формирование навыков», — утверждал он на конференции Британского Совета, которая проводилась в Вильдбад-Кройте, городке рядом с Мюнхеном, и на которой сравнивались германская и британская системы высшего образования.
«Работодатели жалуются на то, что студенты приходят незрелыми, неподготовленными, и что их не сравнить с выпускниками прежних лет, — заявил господин Григат, редактор журнала Forschung & Lehre (Исследование & Обучение), издаваемого вышеназванной ассоциацией. — Студенты и сотрудники также жалуются на отход от академического опыта к практике сосредоточения на профессиональных навыках».
Эти изменения, по его словам, подрывают традиционные гумбольдтовские ценности, на которых базируются университеты Германии. Речь идет о нововведениях, при которых в ходе учебного процесса во главу угла ставится выработка «компетентности» в узкой области знаний, а не охват широкого круга академического обучения.
Господин Григат добавил: «Это самое понятие «компетентность» имеет ключевое значение только применительно к рынку, а не к развитию, которое является особенно важным, когда речь идет о человеке».
Вследствие такой перемены многие ученые принялись утверждать, что «Гумбольдт мертв», сказал он, а между тем теперь превалирует «более экономичный подход к университетам».
Заявляя о том, что Болонский процесс потерпел неудачу в Германии, господин Григат сделал такой вывод: «Он не достиг ни одной из своих целей — мобильность студентов не возросла, время учебы не сократилось, а работодатели сетует на недостаток квалификации у выпускников».
Роланд Штурм, профессор политологии из Университета Эрлангена – Нюрнберга, сказал, что Болонский процесс для ученых обернулся порождением новых бюрократических механизмов.
«Немецкие университеты и без того стонут под тяжестью огромного объема бюрократии, и нет никого, кто бы избавил нас от нее», — посетовал он.
А вот Винфрид Шульце, директор научно-исследовательского центра Mercator при Университетском альянсе Рурской области, отметил то, что перемены в немецком высшем образовании не связаны с Болонским процессом.
«Мы сталкиваемся с последствиями того, что происходило в течение последних 30-40 лет. Имеется в виду массификация университетов, — сказал он. — Мы не можем обучать 40 процентов людей и предлагать им такое же образование, какое мы давали 5 процентам. Те, кто оканчивает эти университеты «компетентности», ничем не хуже тех, кто является выпускником более традиционных образовательных университетов».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.