Самрук-Қазына распродает Родину?

Казахстан демонстрирует готовность продать стратегически важные активы иностранным инвесторам. Или национальный авиаперевозчик и атомная компания являются лишь приманкой?

Официально правительство не объявляет о продолжении программы IPO, но уже зондирует интерес потенциальных инвесторов – в основном на внешних рынках.

В конце марта топ-менеджеры АО «Самрук-Қазына» провели в США ряд встреч с потенциальными инвесторами и партнерами. Примерно через неделю подобная встреча состоялась на площадке Лондонской фондовой биржи – топ-менеджеры ФНБ презентовали стратегию развития фонда, программу приватизации, а также рассказали об инвестиционном климате в Казахстане в целом.

Управляющий директор по стратегии и управлению портфелем активов Балжит Гревал заявила в США, что ФНБ меняет стратегическую модель, оставляя роль управляющего портфельными компаниями и двигаясь к роли активного инвестора. «Это позволит взаимодействовать с портфельными компаниями на стратегическом уровне, чтобы понимать взаимную выгоду и увеличивать дополнительную стоимость в рамках процесса приватизации», — сказала топ-менеджер.

Потенциальным инвесторам были предложены медовые пряники, любой удобный формат: IPO, прямая продажа стратегическим инвесторам, долгосрочное партнерство. Соуправляющий директор по развитию новых отраслей «Самрук-Қазыны» Ержан Туткушев раскрыл даже цель привлечения инвестиций: Казахстану нужны не столько деньги, сколько управленческие знания. А заодно фонд выполнит волю правительства – снизить уровень государственного присутствия в экономике страны. Как известно, программа приватизации ставит почти нереальную задачу – сократить присутствие государства в экономике до 15% (на данный момент – не меньше 60%) к 2021 году, что соответствует стандартам стран ОЭСР.

Самрук-Қазына

На встречу в США съехались гранды мирового бизнеса: Morgan Stanley, JPMorgan Chase & Co., Ardmore Capital, Chevron, Eni S.p.A, The AES Corporation, SkyPower Global, Samsung C&T, Grace & Company and Chevron Phillips Chemical и многие другие. Вот эти многие другие, а также клиенты финансовых институтов – истинные адресаты месседжа.

В Лондон для усиления веса прибыл министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов. Это он приоткрыл завесу не тайны, конечно, но грандиозных задач, стоящих перед казахстанским правительством. Чтобы уменьшить влияние квазигосударственных компаний в экономике, сказал он, «в частную среду планируется вывести 782 государственных актива, в том числе более 200 предприятий холдингов «Самрук-Казына», «Байтерек» и «Казагро». Правительство собирается не просто, что называется, «сбыть» активы, а именно «подготовить их для того, чтобы реализация могла принести пользу как продавцу, так и инвестору».

И тут открылась истинная цель содержания слишком дорогих независимых директоров в холдингах. Это для казахстанской публики многомилионные затраты на «свадебных генералов» – непонятная вещь, за которую нещадно подвергают правительство остракизму местные СМИ, а для западных – это показатель цивилизованности бизнеса. Так, в частности, председатель правления АО «Самрук-Қазына» Умирзак Шукеев в своем выступлении на LSE подробно остановился именно на этом моменте. Дескать, в ФНБ действует кодекс корпоративного управления, управляющий не вмешивается в операционную деятельность, применяется лучшая практика в управлении портфелем активов, стоит цель вырастить национальных «чемпионов». Но самое главное, страна движется во вполне рыночном фарватере – стоит цель сократить государственное присутствие в экономике.

Ни слова о том, что это присутствие активно наращивалось именно с созданием ФНБ «Самрук-Қазына», 10 лет назад. И во многом было обусловлено местечковыми интересами чиновников и управленцев, способных лоббировать интересы ненужных структур, которые плодили «дочек» и «внучек» – существующая модель экономики позволяла «нужным людям» проявлять «сущность пиявки», или, хуже того, паразитировать на здоровом теле национальной экономики в период нефтяного бума.

Но, впрочем, сейчас речь не том, от чего мы идем, а какова наша пламенная цель.

А она, безусловно, заслуживает внимания иностранных инвесторов, у которых тоже кризис – вкладываться, в связи со чрезвычайной волатильностью и пресыщенностью существующими инструментами, а где-то даже, разочарованием в бумагах и рынках, особо некуда. Новые IPO грядут, но тут совершенно иной расклад – от развивающихся рынков и компаний первичных размещений слишком мало. А потому Казахстан, до сих практически закрытый в этой опции, может быть интересен. Ведь, на самом деле, мы не знаем истинную цену своим активам, мы не ведаем о потенциале.

Так что мировой вояж топ-менеджеров АО «Самрук-Қазына» и вовлеченных в процесс неофициального роуд-шоу министров и послов, поможет нагулять аппетит даже искушенным инвесторам.

В Казахстане крупнейших компаний, которые могут вызывать интерес глобальных игроков фондовых рынков, если верить сайту АО «Самрук-Қазына», всего 37. Их реализация должна начаться уже в этом году и завершиться до конца следующего. 7 из них планируется вывести на IPO: «Казакстан темір жолы», «Самрук-Энерго», «Казатомпром», «Казпочта», «КазМунайГаз», «Тау-Кен Самрук», «Эйр Астана».

Вы заметили, что в списке претендентов на IPO присутствуют и абсолютно стратегические компании, о продаже которых до сих пор не могло идти и речи? Вопрос об их продаже всегда был слишком спорным. Почувствовали разницу между тем, что было год или два назад, и сегодняшним днем? Эйр Астана то входила в этот список, то ее исключали, руководствуясь соображениями национальной безопасности. То же самое было с Казатомпромом.

Или что-то изменилось в стране с расстановкой приоритетов? Или поменялась ситуация в этих компаниях, и им срочно требуется управленческая реанимация? А, может быть, изменилась экономическая конъюнктура и без продажи безусловно стратегических объектов уже экономику не спасти?

Погодите. В Лондоне был представлен иной шорт-лист для инвесторов: «Эйр Астана», «Казатомпром», «Самрук-Энерго», «КазМунайГаз», «Казпочта» и «КТЖ». «По трем активам – «Казахтелеком», «Тау-Кен Самрук» и «Казах Эйр» – мы планируем привлечь стратегических инвесторов», – говорили казахстанские купцы.

То есть, мы видим существенные разночтения в планах главного управляющего холдинга страны. Но что совершенно точно: программа IPO будет уже не народной, ориентированной исключительно на казахстанцев, а международной…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.