«Модернизировать общественное сознание невозможно, тем более в установленные сроки», – считает Гульмира Илеуова, социолог. «Модернизировать сознание возможно и нужно. Менталитет, организованность мышления – это важно, если есть проблемы и они встали в полный рост», – заявил Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау». Противоположных оценок в ходе экспертного обсуждения «Национальное сознание в XXI веке. Модернизация сознания: культурный код нации» (организовано Аналитической группой «Кипр» и Центром политического анализа и стратегических исследований партии «Нур Отан») было много.
Своей статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев предложил много ребусов и головоломок для интеллектуалов и тех, кто себя к ним относит. «Опережающее интеллектуальное и духовное развитие нации», – так понял установку елбасы Фархад Куанганов, секретарь партии «Нур Отан». У настоятельного требования меняться скорее негативная мотивация (меняйся – иначе не выживешь, вместо меняйся, чтобы жить хорошо), ибо «не все государства справляются с новыми вызовами».
Г-н Куанганов выступил с презентацией «Национальный код и его составляющие». К последним он отнес почитание предков, родную землю, народ-нацию, родной язык. «Процесс формирования казахстанской нации продолжается, с целью сплотиться в нацию общего будущего», – подчеркнул политик.
«Национальный культурный код – тот же национальный идеал, зеркало, в которое смотрится современный человек», – акцентировала Земфира Ержан, искусствовед. В ходе своей презентации «Национальный код «до» и «после» она отметила: «Каждый народ лоялен к себе и видит в себе в первую очередь положительные моменты». С тезисом г-жи Еражан о том, будто национальному культурному коду противостоит национальный нигилизм (в одном и том же народе) как самостоятельное отдельное начало, согласились не все. Например, культуролог Ельдес Сейткемел привел слова Абая, в которых тот говорит про одновременную любовь и ненависть к своему народу – амбивалентность национального чувства.
«Основная проблема общества – незнание казахского языка», – полагает Земфира Ержан. Для преодоления ситуации она предлагает учить наизусть эпос «Кобланды-батыр». С эффективностью такого подхода полемизировал Ержан Сулейменов, директор Internews Network в Казахстане. Он же указал на влияние российской пропаганды в информационном поле страны, «восстание 1916 года, 550 лет Казахского ханства, 100 лет со дня рождения Ильяса Есенберлина – даты прошли почти незаметно». Еще г-жа Ержан призвала присмотреться к истории советского Казахстана: «Насколько она отвечает постколониальной теории, а где представляет отдельный путь развития?» Тогда как г-н Сулейменов настаивает на изучении истории и глубже (досоветский период), и новее (время после получения независимости).
«Надо признавать ошибки и виновных», – заметил в свете последних 25 лет истории страны Айдос Сарым, политолог. «Начали строить мини-советский союз на территории Казахстана, из-за этого задержались с деколонизацией, – указал он. – Какие архетипы мешают модернизации? Советские? Казахские? Казахско-советские? Бесконфликтных модернизаций не бывает».
«Модернизация, мыслимая как перезагрузка, невозможна», – подчеркнула Гульмира Илеуова. Она называет ненаучным отношение к советскому периоду как априори плохому и вместо этого призывает к глубокому изучению советских лет. «Национальный код, по существу, это традиции, – отмечает социолог. – Запрос на консервативные ценности в обществе есть, но это не отменяет модернизации в экономике. СССР сознание входящих в него народов глубоко не перекопал, поэтому странно ожидать, что все быстро станут трудолюбивыми, например».
«Языковое разделение казахского этноса произошло давно. Почему про это только сейчас вспомнили? – задался вопросом Ернар Ужкенов, декан факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана. – Почему в фокусе внимания только казахи? Остальных модернизировать уже нельзя?» – «Почему мы говорим о казахах? Потому что у казахов наибольшие проблемы с самоидентификацией», – объяснила свое видение Земфира Ержан.
Социолог Леонид Гуревич попытался предостеречь от иллюзий и рисков: «Главная иллюзия – вера в полную управляемость общественного сознания и всесилие идеологической работы. Главный риск – система формальной отчетности и формальных мероприятий». Он опасается возможной ситуации, когда акима спросят, как он модернизировал национальный код на подведомственной территории за отчетный период?
Дулат Сагнаев, главный эксперт отдела стратегических исследований Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нур Отан» в своем выступлении пытался внушить участникам экспертного обсуждения, что не все чиновники коррупционеры и недалекие люди. Попутно он призвал взглянуть на те или иные явления через психологию носителей языка. «У нас многие любят Казахстан как Родину, но прохладно относятся к нему как к государству», – подчеркнул г-н Сагнаев.
«Вопрос «кто мы?» у нас не решен», – констатировал Канат Тасибеков, автор методики «Ситуативный казахский». – Если не говорить откровенно, то вообще не стоит говорить. Готовы ли все проживающие в Казахстане называться казахами, говорить на казахском языке?».
«Нет межэтнических противоречий в национальном коде казахов», – заявил Фархад Куанганов. Вместе с тем, миссионеры радикального ислама ставят вопрос ребром: ты мусульманин или казах (башкир, татарин)? Поэтому «противостояние экстремизму – одна из составляющих модернизации».
Философ Олег Борецкий пытался получить ответ на вопрос, что означает «примирение различных полюсов национального сознания» в рамках миссии духовной модернизации. Однако из ответов спикеров ничего четкого не вырисовалось.
Ерлан Смайлов, модератор заседания, одним из элементов модернизации видит свободу в широком смысле этого слова. К тому же свобода – это часть базовых традиций Степи. Однако если свобода предпринимательства понятна как идея, то свобода передвижения рабочей силы ее логическое продолжение. «Но как быть с временной регистрацией?» – указал г-н Смайлов на разрыв смысловой цепи. В общем, проблем, нестыковок и внутренних противоречий более чем достаточно.
«Чтобы была модернизация, нужен не только культурный код, но и то, что на него накладывается», – обратил внимание Канат Нуров. Обычно на национальный код накладывается глобализация. В случае с модернизацией сознания в Казахстане осталось не проговоренным то, в результате взаимодействия чего с чем планируется осуществить модернизацию общественного сознания.
«Это большой национальный вопрос, который требует интеллектуальной рефлексии», – подвел промежуточный итог Ерлан Смайлов.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.