Кашаганский скандал: не иностранные инвесторы, а экономические киллеры?

Сам того не подозревая, Казахстан практически превратился в сырьевую колонию транснациональных компаний. Будущие доходы от кашаганской нефти будут получать вовсе не казахстанцы

Начало см. здесь.

Проделки Agip

Скандалы, сопровождающие одно из крупнейших месторождений в мире Кашаган с момента его открытия и до сегодняшнего дня, – это лишь пролог будущих потрясений, которые ожидают Казахстан, читается между строк доклада «Кашаганский пузырь», подготовленного некоммерческой экологической и правозащитной организацией Crude Accountability (штат Вирджиния, США).

Разработка Кашагана технологически сложна, да, это правда. Даже консалтинговые фирмы, работающие в нефтяной индустрии, якобы отказались оценить стоимость осуществления проекта. Но нефтяные гиганты не сильно горевали по этому поводу, решив приступить к промышленной разработке на свой страх и риск. Вернее, на свой страх и риск Казахстана, поскольку инвесторы практически ничем не рисковали. Соглашение о разделе продукции предусматривает, что инвесторы берут на себя все расходы на разведку, освоение и добычу, которые будут в обязательном порядке покрыты за счет продажи нефти.

Так началась большая игра. Казахстан поставил на кон свое желание войти в десятку мировых лидеров по экспорту нефти, а у других игроков были совершенно иные цели. Практически сразу Agip (дочка итальянского концерна Eni), которая возглавила разработку месторождения, стала просить казахстанское правительство об отсрочке начала работ. Потом назначались все новые и новые сроки начала добычи. Как на дрожжах, стали расти сметы, в итоге полная оценочная стоимость проекта увеличилась почти в 2,5 раза, с $57 до $136 млрд. Впрочем, достоверно неизвестно, в какую окончательную сумму обойдется Кашаган Казахстану. «Различные цифры оценки проекта в разных источниках, безусловно, осложняют понимание реальной стоимости освоения Кашагана», – говорится в докладе.

Тем временем Казахстан, в надежде на кашаганскую нефть, вкладывался в систему транспортировки, вынужденно менял свои планы и нес убытки.

Международные аналитики обвиняли Eni в том, что она с поразительным постоянством вводила рынок в заблуждение и постоянно обещала больше, чем могла сделать. Но сама она была довольна свалившимися на нее новыми, прежде всего, финансовыми возможностями: в нарушение законодательства РК отдавала работы, которые могли выполнить казахстанские компании, иностранным подрядчикам; выплачивала итальянским специалистам зарплаты, которые в среднем начинались от $25 тыс. в месяц; дважды учла одни и те же расходы по строительно-монтажным работам на газоперерабатывающем заводе «Болашак» на сумму $ 110 млн. (правда, после того, как финансовая полиция уличила в Agip в этом, ущерб был возмещен).

«Содействовала «росту затрат» и коррупция на объектах кашаганского проекта. Например, сообщалось, что деньги, поступавшие на строительство завода «Болашак», проходили через сеть офшорных предприятий и только через полгода возвращались в проект. Стоило только казахстанским правоохранительным органам заинтересоваться этими «офшорными движениями», как главный менеджер «Болашака» Дэвид Нанзани и пять его сотрудников срочно уехали в Италию и больше не возвращались в страну. Позже, в 2010 году, бежал в полном составе менеджмент израильской компании Bаteman Litvin, являвшейся крупным подрядчиком на «Болашаке». Задолженность Bаteman Litvin субподрядчикам, в том числе и казахстанским компаниям, исчислялась сотнями миллионов долларов США. Лишь в 2011 году прокуратуре едва удалось через суд взыскать долги Bаteman Litvin со счетов Agip», – пишут авторы «Кашаганского пузыря».

В качестве любопытного события они также упоминают внезапный отъезд из Казахстана весной 2010 года Максата Иденова, первого вице-президента КМГ: «Сообщалось, что он трудоустроился в компании Eni старшим вице-президентом по стратегическому планированию. Случай с Иденовым является хорошей иллюстрацией практики «вращающихся дверей», которую крупные компании активно используют во всех уголках мира, включая Казахстан, когда чиновники устраиваются на работу в корпорации, а работники компаний получают место в правительстве. Такое перетекание людей туда и обратно служит интересам крупного бизнеса».

Это лишь небольшая часть скандалов, связанных только с одним из инвесторов, которые стали известны СМИ, на публикациях которых построен доклад Crude Accountability, – можно представить, сколько еще других любопытных событий было и остается сокрытым от общественности.

Кашаганский скандал

Классическое убийство

Миф о «большой нефти» Кашагана, многолетние и многомиллиардные инвестиции в проект приносят все больше дивидендов мировым нефтяным компаниям. В одном из интервью руководитель Eni был предельно откровенен, говоря о том, что гигантские запасы, которые разрабатывает компания – это основа ее жизненной прочности. Ведь благодаря Кашагану, Eni вошла в высшую лигу нефтяного бизнеса. «Эта работа нас преобразила. Eni уже не та компания, какой она была до Кашагана», – говорил CEO.

Аналитики сходятся во мнении, что реальность нефтяного бизнеса такова, что участвуя в громких проектах и заявляя об «огромных запасах», компании реально повышают свой фондовый имидж и получают огромные прибыли, даже не выкачав ни одного барреля нефти.

«Наличие больших запасов дает возможность крупным нефтяным компаниям извлекать выгоду за счет повышения курса акций, демонстрируя на бирже свои гигантские, но не эксплуатируемые запасы сырья. Например, по данным 2013 года, за предшествующий пятилетний период ExxonMobil смог сгенерировать $23 млрд. свободного денежного потока и доходность по акциям составила 5,6%. У ConocoPhillips эти показатели составили $4 млрд. и 4,6% соответственно. Даже не разрабатывая Кашаган, нефтяники получают с него хорошую прибыль», – говорится в докладе.

Увы, но еще все не возможности по капитализации транснациональных компаний исчерпаны. Все идет к тому, что сроки действия СРП будут увеличены на 20 лет, до 2061 года. В этом случае ТНК еще лучше укрепятся в Каспийском регионе, извлекая свои выгоды и манипулируя правительством.

При этом казахстанское правительство имеет очень слабую позицию. Аналитики подчеркивают, что СРП по Северному Каспию было разработано с технической помощью Международного валютного фонда.

«Контракт по Кашагану относится к новому типу экономически «гибких» СРП, часто называемых «моделью Всемирного банка», которая была реализована и испытана в странах бывшего Советского Союза в 1990-е годы, отмечают авторы «Кашаганского пузыря». В этой модели финансовые условия изменяются с прибыльностью инвесторов и другими экономическими факторами. Если проект успешен, то такой подход помогает государству получать сверхприбыль, если нет, то, как в случае с Кашаганом, он сильно сокращает доходы государства. Согласно СРП, Казахстан берет на себя большинство экономических рисков из-за задержек и увеличения затрат, недооценки масштаба проекта, которые должны были бы нести инвесторы. Поэтому когда затраты возрастают, они удерживаются прежде всего из доходов государства, а не доходов компаний. Государство почти ничего не получает, пока компании не получат всей своей прибыли».

Авторы доклада называют МВФ «серым кардиналом» проекта, поскольку «он направляет финансовые потоки на кредитование финансирование Кашагана, а когда крайне необходимо, напрямую участвует в переговорном процессе». На самом деле, конечно же, миссия МВФ куда брутальнее, поскольку речь идет об идее экономического убийства Казахстана.

Частично он ее выполнил. Все, что мы имеем со времени обретения независимости – слабую, недиверсифицированную экономику, крах надежд на процветание, большие понесенные финансовые потери, связанные с Кашаганом и миллиардные долги перед так называемыми инвесторами, у которых здесь своя игра…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.