Здравствуй, Польша, это я!

Чтобы получше узнать страну, нужно увидеть и понять ее отношение к истории

Здравствуй, Польша, это я! Я приехала сюда, специально сделав большой крюк по пути в центральную Украину, чтобы под влиянием моих коллег, описывающих любовь к этой стране, составить свое личное впечатление. Я еще не знаю, оправдаешь ли ты мои ожидания (а ожидания всегда зашкаливают, это точно). Я еще не знаю, сможешь ли ты поразить меня своими красотами, своей национальной статью и приветливостью, и кухней, что немаловажно, – это тоже определенные претензии, причем, довольно завышенные, поскольку считаю себя почти гурманом. Но вот, я приехала. Встречай!

Краков. Ненавистный мною сервис авиаперевозчика Ryanair, лоукостера по имиджу и вполне так приличного по ценам, сработал на этот раз отлично. Сама не ожидала. Мы с дочерью долго соображали, а как же найти остановку и автобус, который нас отвезет по адресу, который мы указали при покупке сервиса «Трансфер».

Польша
Магнолия в Польше — необыкновенная

Наконец решили пройти по периметру остановок общественного транспорта и осмотреться. И уже через 50 метров неожиданно обнаружили на микроавтобусе «Мерседес» знакомый бренд.

«Я вас жду!», — был ответ почти пожилого поляка. Он это сказал на чисто русском языке, а потом начал изъясняться на польском. Он бодро загрузил в багажное отделение наши грузные чемоданы и тут же стал усаживаться за руль. «Мы не будем никого ждать?» — «Нет, вы мои единственные», — прозвучало довольно многозначно.

В общем, путь от Краковского аэропорта до центра города был довольно комфортным, почти в стиле VIP. Водитель страшно извинялся за то, что ему необходимо заправиться, а потом без всяких вопросов по смене адреса назначения, довез нас не к отелю, а к железнодорожному вокзалу, где нам еще предстояло решить вопросы нашей логистики.

Польша
На этой шахте туристов много в любое время года

В тот же день мы решили воспользоваться свободным временем и отправились в Величку, которая расположена в 20 минутах от Кракова на электричке. Там знаменитые соляные шахты, открытые для туристов. Мы плохо представляли себе, что это такое, и, несмотря на некоторые признаки клаустрофобии, которые у меня явственно проявляются (например, незадолго да этого я не смогла подняться на главную смотровую площадку в Duomo Milano), решили спуститься на глубину более 100 метров.

Это отдельная история, достойная внимания даже закоренелых клаустрофобов. Ничего страшного, оказывается, в этом нет. Взяли экскурсию на польском языке – примерно на 30% дешевле, чем взять русскую, к тому же, полного сбора группы долго ждать не пришлось. Начали спускаться по лестнице, ведущей вниз. Все ок. Спуск нормальный: хорошая вентиляция, освещение, несколько сотней ступеней вниз по добротной деревянной лестнице, запах хорошей сауны – не потому что так жарко, а потому, что необыкновенно пахнет деревом.

Польша
Конструкции крепей поражают своими размерами

И тут перед нами открылось чудо. Ну надо же было так обустроить шахты, в которых добывалась соль еще в средние века и до 1996 года, чтобы они смогли принимать не тысячи, а миллионы туристов в год, и показывать все изнутри. Замечу, что такие же музеи, только в угольных шахтах, можно было бы соорудить где-нибудь в Караганде.

Здесь все создано для того, чтобы люди, решившие пройти по древним выработкам, испытывали не чувство страха или сострадания к тем, кто добычей соли зарабатывал себе деньги на пропитание и содержание семей. Сегодня здесь можно прочувствовать эпоху и набраться новых впечатлений: огромные пространства, соль, изъедающая не только стены, но и свежие деревянные брусья, из которых сделаны тоннели для туристов, уже не говоря про экспонаты, представляющие рабочий быт соледобытчиков, громадные подземные озера и соленая вода, текущая по желобам на радость тех, кто сегодня пришел сюда по праздному поводу. Настоящий подземный город, с барельефами на соляных глыбах, Папа Римский – его памятник не в рост, а гораздо грандиознее, часовня, выработки, названные в честь известных поляков, в том числе в честь астронома Николая Копеника, да много чего еще.

Польша
Здесь есть целые залы с дорогими люстрами и уникальными барельефами

Мне даже показалось, что отдельные ниши с фигурами людей и присущими этому ремеслу атрибутами, воспроизводящие историю этого адского труда, здесь лишние. Можно было бы не тратиться так, чтобы произвести впечатление на туристов. Но, да, все равно это создает атмосферу близкой, но все же уже истории.

Дочь, заболевшая накануне, по моему рецепту, вычитанному где-то в просторах интернета, дышала глубоко лечебным воздухом пещер именно через нос (гммм – также попыталась полизать стену на предмет наличия соли в выработке, за что получила выговор от гида) и к окончанию экскурсии была практически здорова – никакой заложенности носа и здоровый блеск в глазах. Пусть и с четким оттенком чертовской усталости – это после перелета, смены климата и спрессованного туристического графика.

Соляные шахты
Соль, всюду соль…

…Подниматься наверх после двухчасовой экскурсии уже не было физических сил и возможностей, и как же мы обрадовались, когда нас, как сельдь в бочку, до 12 человек, так, что не пошелохнуться, напихали в древнеисторические лифты с узкими дверцами и железными клетками и отправили наверх. Эта машина вынесла нас на поверхность за какую-то минуту, и мы уже не думали о том, насколько она надежна и некомфортна. Вот он, глоток свободы, наполненный ароматом цветущей вокруг магнолии!

На следующий день мы запланировали побывать в Освенциме. У меня этот мемориальный скорбный комплекс стоял вообще-то в списке мест, которые нужно посетить, первым. Но наутро мы поняли, что оставшийся один денек в Кракове слишком мал для того, чтобы вместить в него все желаемое.

Польша
Соль Велички сегодня распродается как сувенир

И мы, как гедонисты, решили посвятить этот день прогулкам по старинному городу, чтобы почувствовать его дух, чтобы насладиться его видами и историями, которые рассказывают гиды, чтобы, наконец, попробовать Польшу на вкус.

Этот выбор был одновременно и легким, и тяжелым. Легким потому, что мы предпочли окунуться в радость – это был самый канун Пасхи, и в городе мы увидели то, что просто называется предвосхищением самого великого праздника для верующих. И тяжелым потому, что мы предпочла радость скорби.

Но я успокаиваю себя мыслью, что в Кракове я еще побываю, и тогда обязательно поеду в Освенцим. Чтобы отдать дань памяти всем невинно замученным и убиенным в годы Второй мировой войны. И это будет, я точно знаю…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.