Эх, аулы, пыль да туман. Надо ли по-прежнему раздавать сельчанам слонов?

До сих пор все усилия поставить на ноги животноводов и фермеров начинались с раздачи слонов. Кому они доставались – сельчанам или чиновникам, история пока умалчивает. Международные же эксперты предлагают вспомнить экономические азы

«Какая-то вражеская компания строила дорогу от Каскелена до Узунагача и далее км 50. Вся трасса в послойных рытвинах. На скорости более 60 км, когда яма набрасывается на машину, некогда думать, бить машину слева или уходить в кювет? В общем, прощай подвеска. Ехал туда – две машины меняли колеса. Обратно – Жигули. Полиция на посту Рубеж даже отодвинули от себя ряд для проезда автомобилей, так как на первой полосе была гигантская яма», – пишет на своей личной странице в Facebook Адил Орман.

Примерно по таким дорогам каждодневно перемещаются десятки, сотни тысяч казахстанцев – по своим неотложным делам. Хорошие автомагистрали есть, но их мало. А страдает экономика, прежде всего, сельское хозяйство.

Воспоминание о главном

Всемирный банк подготовил доклад об экономике Казахстана «Экономика идет на поправку: что дальше?». Каждый, кто проявит интерес к этому труду, прочтет и увидит что-то свое.

Эксперты особо остановились на вопросе о драйвере. «Чтобы сельское хозяйство стало реальным двигателем экономического роста, необходимо существенно повысить темпы развития переработки сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время составляет всего лишь половину всего сельскохозяйственного производства», – пишут аналитики.

В общем-то, это прописные истины, о которых мы знаем: надо повышать производительность в сельскохозяйственном производстве, внедрять инновации и новые технологии, развивать исследования. Объективных данных от официальной статистики на этот счет, увы, нет.

Производительность в сельском хозяйстве, уверены авторы документа, очень сильно зависит от государственных инвестиций в сельские дороги, коммунальные службы и коммуникации. Об этом мы плохо помним.

Правительство уже который год подряд сосредотачивает свое внимание на субсидиях разным секторам сельского хозяйства, вбухивает громадные средства под слабым контролем, а результатов от сельского хозяйства как не было, так и нет. Конечно, и эти статистические выкладки не находятся в открытом доступе – что-то проскальзывает на правительственных совещаниях, в госпрограммах по развитию АПК, но полной и тем более систематизированной информации нет.

Понятно, что нужно в первую очередь развивать сельскую инфраструктуру, инвестировать в перерабатывающие предприятия, склады и хранилища, в дистрибуцию. Фермеры должны получить надежные рынки сбыта, чтобы не отдавать задарма все, что они произвели своими кровью и потом, перекупщикам. А с хорошим развитием дорог эти вечные задачи упростились бы и стали бы посильными для решения любых сельских проблем.

Вот и аналитики ВБ пишут, что в сельском хозяйстве «производительность существенно снижается, если время движения до рынков превышает 4 часа».

По меркам Казахстана, 4 часа – это фантастически быстро. Дорога из многих населенных пунктов, чтобы просто съездить в районный центр по делам, занимает порой до двух-трех часов, а в областной центр из отдаленных аулов она в три-пять раз длиннее. Так что если рынки приблизить по правилу доступности в течение 4 часов, это было бы счастьем для сельчан. Но в какой перспективе это станет реальностью, неясно.

«Касательно финансовых ресурсов, международный опыт показывает, что наибольшего роста доступа фермеров к финансированию можно добиться путем развития коммерческих связей между мелкими фермерами и пищевой промышленностью, так как они могут обеспечить мелких фермеров существенным финансированием в рамках структурного финансирования», – подчеркивают аналитики банка.

Мантры об инвесторах

Надо понимать: если в стране нет качественных автомобильных дорог, в том числе сельских, туда вряд ли придут инвесторы. Зазывай – не зазывай, не потянутся они в заброшенную, пусть и потенциально благодатную, глубинку.

Эксперты ВБ, похоже, не совсем оптимистично расценивают инвестиционный климат в стране – для нас это гордость, мы считаем, что все сделали для того, чтобы инвесторы чувствовали себя в Казахстане комфортно, а аналитики прямо говорят о том, что еще предстоит сделать: «Повышение привлекательности отрасли для инвесторов должно быть приоритетной задачей политики. Особенное внимание следует уделить сокращению барьеров для входа инвестиций (например, получение различных лицензий и разрешений) и ограничений по защите инвестиций (например, ограничения, связанные со справедливым и равным рассмотрением жалоб инвесторов)».

Конечно, аналитики банка отмечают, что Казахстан географически выгодно расположен, и для обслуживания растущих традиционных рынков в регионе, а также новых рынков в Китае, Индии и Ближнем Востоке. И это, вкупе с масштабом имеющихся аграрных ресурсов, делает Казахстан потенциально привлекательным для инвестиций местных и иностранных инвесторов, полагают в ВБ.

Однако это иллюзии, а реальность, увы, отрезвляет. Возможности по торговле со странами ЕАЭС Казахстан применяет не очень активно – мы все еще не способны и не готовы использовать свои преимущества. В структуре экспорта продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары составляют всего 8,2%. Импорт более значим – 13,3% от общего объема. То есть, сальдо торговли в сельско-хозяйственном секторе отрицательное.

дороги в казахстане - инфографика

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.