Почему президентские выборы в Кыргызстане не явились проявлением торжества демократии?!

Соперники господина Бабанова прибегли к использованию безобразной политики скрытых посланий, выставляя его недостойным быть президентом по той причине, что он наполовину турок и что у него жена казашка

Журнал Economist опубликовал статью под названием «Apparatchik ascendant: Kyrgyzstan holds an election that was not a foregone conclusion» — «Восходящий аппаратчик: Кыргызстан проводит выборы, которые не были предрешенными».

В предисловии к ней говорится так: «Не явились они также проявлением торжества демократии».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «В то время как молодой человек колебался, улицы Бишкека, умиротворенной столицы Кыргызстана, усыпались золотыми осенними листьями, осыпавшимися с деревьев. «Это — выбор между старым и новым. Я не могу решить», — объяснял он, находясь у избирательного участка. Выбор был сколь необычным, столь и трудным.

Кыргызстан — горная постсоветская республика с 6-миллионным населением, граничащая с Китаем, — проводил первые по-настоящему конкурентные (состязательные) президентские выборы в Центральной Азии, регионе, находящемся под властью авторитарных правителей которые обычно с легкостью одерживают победу на выборах, набирая почти 100% избирательских голосов.

Жээнбеков

В итоге большая часть избирателей Кыргызстана отдала предпочтение старому перед новым или, по крайней мере, преемственности перед переменами, проголосовав за бывшего премьер-министра Сооронбая Жээнбекова, избранника уходящего президента Алмазбека Атамбаева. Господин Жээнбеков, суровый на вид 58-летний политик, наделенный всеми данными советского аппаратчика, одержал верх над своим более динамичным соперником, 47-летним бизнесменом Омурбеком Бабановым (также бывшим премьер-министром), набрав 55% избирательских голосов.

По западным стандартам, такой результат может выглядеть как весьма убедительная победа, но он никак не сравнится с 89%, набранными в прошлом году президентом Узбекистана, или с 98%, набранными правителями Казахстана и Туркменистана при их последних перевыборах.

Господин Бабанов, занявший второе место среди 11 кандидатов с 34% голосов, с достоинством признал свое поражение, рассеяв опасения относительно того, что выборы могут вызвать общественно-политические беспорядки в стране, где за последние 12 лет были свергнуты два президента. Как отметил господин Бабанов: «Люди свое слово сказали». Однако вместе с тем он пожаловался (прессе) на нарушения при голосовании, которые, по его мнению, лишили его, если и не победы, то возможности вести честную борьбу. В Кыргызстане используется биометрическая система голосования, которая исключает такую практику вопиющей фальсификации результатов голосования, какая преобладает в других странах Центральной Азии, но международные наблюдатели зафиксировали нарушения: от покупки голосов до предвзятости средств массовой информации и использования административных ресурсов в пользу господина Жээнбекова. Например, вице-премьер попался в объектив камеры при инструктировании группы государственных служащих с наказом голосовать за него.

Соперники господина Бабанова также прибегли к использованию безобразной политики скрытых посланий, выставляя его недостойным быть президентом по той причине, что он наполовину турок и что у него жена казашка. Те также произвольно отредактировали кадры с изображением одного из его предвыборных митингов с тем, чтобы создать впечатление, что он пытался задеть за живое представителей узбекского меньшинства на юге Кыргызстана – то есть применить провокационную тактику в стране, где в 2010 году столкновения между кыргызами и узбеками привели к сотням смертей.

Господин Атамбаев любит изображать из себя пламенного демократа, но вместе с тем он — с целью добиться прихода к власти выбранного им самим преемника — прибегал к трюкам, свойственным практике авторитарных правителей».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.