Кому принадлежат казахстанские банки

Это только кажется, что банковский бизнес в Казахстане умер. На самом деле он находится в прекрасной финансовой форме и интересен элите, которая забавляется, приобретая новые банки или избавляясь от активов, как от надоевших игрушек

Один проводит дорогостоящий ребрендинг накануне своего краха, другие беспорядочно переименовываются без излишней помпезности (уследить за тем, кто как сегодня называется, чрезвычайно сложно), сливаются друг с другом, меняют структуру акционеров, принимая в свои ряды собственников без публичной известности…

При этом банковский сектор как бы находится в загоне, часть банков как будто бы столкнулась с системными проблемами, они убыточны, не сводят концы с концами, не выполняют свою миссию по кредитованию экономики.

Но им снова обещана государственная помощь, не точечная, не локальная – для поддержки конкретного банка, столпа финансовой системы, а «ковровая» – для всех, кто отвечает неким требованиям регулятора, взятым, естественно, с потолка. О новой порции финансовой поддержки и кто ее получит, мы писали вчера.

Почему отечественный банковский сектор так любим всеми ветвями власти? Уж не потому ли, что политическая элита и довольно влиятельные олигархи имеют там свои интересы?

Давайте посмотрим, кому принадлежат банки в Казахстане. Задача не из простых.

Когда-то финансовый регулятор публиковал на своем сайте информацию об акционерах банков, конечно, не конечных бенефициарах, но все же. Сейчас этой информации вообще нет – убрали этот пунктик.

Чтобы раздобыть информацию о владельцах банков и систематизировать, надо примерить на себя роль старателя, которому изначально известно, что в верхней коре земного пласта золото содержится в маленьких количествах. Так же и с «золотой» информацией о владельцах банков. На поверхности – только самая общая, руда.

На сайте Казахстанской фондовой биржи есть данные об эмитентах – почти все банки занимаются долговым заимствованием, выпуская облигации (акции – это отдельная история, как правило, касающаяся только определенного круга лиц), и потому они обязаны открывать о себе информацию. Но чаще, действительно, в акционерах значатся ТОО, структура собственности которых неизвестна и названия которых вообще ни о чем публике не говорят.

Остается только надеяться, что на своих сайтах банки раскрывают конечных владельцев. Посмотрим…

Крупнейший в стране банк – Народный – пишет, что крупным акционером является холдинг «АЛМЭКС». Информация не исчерпывающая, но в данном случае исчерпана. На сайте самого холдинга, понятно, его учредители не указаны. Лишь по публикациям в СМИ можно установить, что конечными бенефициарами холдинга и, следовательно, банка, являются Тимур и Динара Кулибаевы.

Народному банку принадлежит еще два младших собрата, впрочем, находящиеся в первой половине общего списка банков страны – Казком и Altyn Bank.

Цеснабанк тоже лаконичен в информации о своих акционерах – он принадлежит финансовому холдингу «Цесна». На сайте одноименной инвестиционной корпорации можно найти упоминание о том, что крупными акционерами АО «Корпорация «Цесна» являются Адильбек Джаксыбеков, ныне руководитель Администрации Президента РК, и Даурен Жаксыбек, его сын, который не только владеет двумя пятыми долями компании, но и управляет долей отца. О других акционерах подробностей нет, хотя они, конечно, юридически присутствуют.

Третий по активам банк в этом году смог увеличить свое присутствие на банковском рынке за счет приобретения крупной доли в капитале Банка ЦентрКредит. И финансовый холдинг «Цесна» также поучаствовал в разделе последнего. При этом старый акционер БЦК Бахытбек Байсеитов тоже смог нарастить свою долю в банке – с 26,6% на начало года до 36,26% в настоящий момент.

Бахытбек Байсеитов считается одним из богатейших людей Казахстана. По данным журнала Форбс, его состояние значительно приросло после продажи акций южнокорейскому банку и оценивается в сумму около 1 млрд. долларов.

АТФБанк принадлежит ТОО «KNG Finance», и, в принципе, даже отсутствие на сайте раздела «Информация об акционерах» не мешает понять, что конечным бенефициаром является зять Ахметжана Есимова 35-летний Галимжан Есенов.

К владению этим банком он шел недолго, но два его высших образования, экономическое и юридическое, и опыт, начиная с инвестиционной группы «Сеймар» и членства в совете директоров «Альянс Банка», позволили ему в 2013 году осуществить выгодную сделку с итальянской UniCredit Group по приобретению АТФБанка.

ForteBank не скрывает, что его основным акционером является Булат Утемуратов, который не зацикливается на политической карьере (в свое время работал в разных министерствах, служил дипломатом, занимал различные должности в Администрации Президента РК, был даже секретарем Совета Безопасности страны), предпочитая ей бизнес. На его счету успешная по всем параметрам сделка по продаже АТФБанка итальянскому инвестору, открытие двух банков – Kassa Nova и ForteBank. Он же является ключевым пайщиком инвестиционной группы «Верный Капитал», а совместно с VimpelCom Ltd владеет двумя телекоммуникационными операторами – «КарТел» в Казахстане и «Sky Mobile» в Кыргызстане, работающих под маркой Beeline.

В мае 2016 года Булат Утемуратов возглавил список 50 богатейших бизнесменов Казахстана с капиталом 2,4 млрд. долларов.

Вячеслав Ким, основатель и акционер Kaspi Bank’а, тоже считается одним из самых успешных бизнесменов Казахстана, который, кажется, никогда не имел отношения к политической элите. Его стиль: инвестировать в новые проекты, диверсифицировать бизнес, привлекать в качестве партнеров проверенных на деле управленцев. С некоторых пор в качестве партнера в его команде работает племянник Нурсултана Назарбаева – Кайрат Сатыбалды: на их счету уже несколько совместных стартапов.

В «Евразийском банке» ничего не поменялось – им по-прежнему владеет дружная тройка миллиардеров, которые занимаются алюминием, железной рудой и хромом.

В Нурбанке тоже штиль. По крайней мере, новостей по движению среди акционеров нет. На сайте банк указывает, что им владеет ТОО «JP Finance Group». Информации об этом юрлице в интернете вообще нет. Остается только предполагать, что Софья Сарсенова, о которой практически ничего не известно, по-прежнему остается держателем контрольного пакета акций банка.

Также всего по одному акционеру в Банке Астаны и Delta. За ширму юридических лиц они не прячутся. Первый находится по контролем Олжаса Тохтарова, юриста и экономиста по образованию. Известно, что он работал в свое время в «SAT & Company», АО «НПФ им.Кунаева» и ЦАТЭК. Вторым владеет Нурлан Тлеубаев, который по совместительству является председателем совета ТОО «Холдинг «Алиби» и ТОО «Корпорация «АПК-Инвест».

Куда интереснее расклад в акционерном капитале двух других банков – RBK и Qazaq Banki. Что объединяет эти банки, так это то, что известный предприниматель Динмухамет Идрисов является держателем небольших долей в обоих банках, и что есть еще «якорные» владельцы. Но все-таки наблюдается смена основной массы акционеров – то и дело появляются новые фамилии, а имена их – неизвестны, даже в безграничном по информации интернет-пространстве их не сыскать…

(чтобы увеличить изображение — кликните по нему)

казахстанские банки
* Информации об акционере в открытых источниках не имеется[/caption]

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.