«Информационный трайбализм» и «социальный оптимизм»

«Медиа-рынок: системные изменения и поиск новых смыслов» – Медиа-Курултай 2017

«Я ему прямо в лицо подумал!» – так в кулуарах юбилейногоXго – Медиа-Курултая знакомый журналист прокомментировал результаты масштабного исследования, которое на основном панельном заседании представил Кшиштоф Рыбиньски, ректор университета «Нархоз». А в остальном отраслевая конференция журналистов говорила о классических вещах: госинформзаказ, цензура, самоцензура, новые технологии, кадры, абсурд и коррупция.

«Я прочитал за неделю 50 тысяч статей в Интернете с помощью искусственного интеллекта», – сообщил Кшиштоф Рыбиньски. Как оказалось, искусственный интеллект – одно из направлений деятельности в «Нархозе». По словам ректора, материалы СМИ, обрабатываемые искусственным интеллектом в специальном исследовании, давали читать людям – в результате корреляция человека и компьютера по восприятию предложенной информации получалась очень высокая. Что касается самого проекта по казахстанским СМИ, то проводился «анализ тональности политических текстов». Для этого с сайтов «Информбюро», «Нур», «Тенгриньюс» и «ЗаконKZ» отбирались все статьи общественно-политической направленности в период с 22 июня по 20 сентября 2017 года.

Медиа-Курултай 2017

Материалы выбранных казахстанских веб-ресурсов сравнивались с текстами группы польских сайтов аналогичного информационного профиля. В польских СМИ Анджей Дуда и Ярослав Качиньский имеют рейтинг упоминаемости примерно по 20% каждый. Г-н Рыбиньски называет это показателем того, кто реально держит в стране власть. На казнетовских сайтах рейтинг Нурсултана Назарбаева округленно 27% и близко, либо отдаленно близко, к нему нет никого.

«В Польше очень мало критики президента и премьер-министра», – констатировал ректор. Совокупный коэффициент оценки упоминаемых политиков 0,7 (1 – это максимально возможный показатель). В Казахстане аналогичный результат четырех веб-сайтов – 0,3. «СМИ более критично настроены к политикам в Казахстане, – подчеркнул Кшиштоф Рыбиньски. – Разрыв в международных рейтингах свободы слова между Польшей и Казахстаном необоснованный».

Модератор заседания Ержан Сулейменов заметил, что в фокусе исследования находилась именно тональность: «Фига в кармане, которая подсознательно прорывается, и искусственный интеллект это увидел». Когда разговор зашел о цензуре и самоцензуре, то г-н Рыбински акцентировал: «С автоцензурой (самоцензурой) везде тяжело. В Fox News и CNN самоцензура больше, чем в Казахстане».

Рахим Ошакбаев, директор Центра прикладных исследований «Талап», попытался посчитать информационную сферу в Казахстане с точки зрения ее экономического веса и вообще вклада в экономику. По классификации ОКЭД (Общий классификатор экономической деятельности) отрасль называется «Информация», но агрегационные показатели можно посчитать лишь в совокупности «Информация и связь».

Собственно «Информация» в 2015 году оценивается им в Т482 млрд, тогда как «Связь» – Т1108 млрд. Общий вклад в ВВП – 2,6% (для стран ОЭСР средний показатель 4,2%). У Эстонии аналогичная цифра – 5,2%.

С 2009 года номинальный рост составил 70%; реальный рост – в 2 раза (то есть произведено вдвое больше статей, передач, сюжетов), а в ценовом измерении (в пересчете на доллары) получается снижение объема производства. Производительность труда в отрасли не растет.

Главный потребитель «Информации» (в очищенном виде) – это бизнес. На втором месте домохозяйства, которые за год купили ее на Т121 млрд. При этом Казахстан импортировал информации на Т83 млрд.

Медиа-Курултай 2017

«Отрасль прибыльная, но из-за государственного участия искаженная», – констатировал г-н Ошакбаев. О степени искажения можно судить уже по тому, что в финансировании «Хабара» доля государства составляет 92%.

«Кто платит, тот хочет услышать что хочет», – отметил Арманжан Байтасов, председатель правления «Медиа Альянса» По его мнению, «свобода слова в Казахстане есть», но есть и пострадавшие за распространение информации, в том числа по WhatsApp. Законы при этом работают избирательно. Г-н Байтасов по приносимому вреду масс-медиа судебной системе отдавал «бронзовую медаль». «Серебро» у коррупции, а «золото» в его версии взял госзаказ.

«Иностранные операторы готовы платить за наш контент (Ютуб, Фейсбук), наши операторы берут с нас деньги за включение в пакет вещания», – рассказал о ситуации Руслан Никонович, генеральный директор «Новое Телевидение». Г-н Никонович каждый МедиаКурултай говорит о данной порочной практике, но из года в год ничего не меняется. «Как только у оператора уберут финансовую господдержку – он начнет коммерциализироваться и я стану ему интересен», – моделирует желательное будущее телевизионщик.

«Мы информационная провинция, во многом архаичная, поэтому слово «модернизация» в обиходе – это хорошо. Модернизация – это конкурентоспособность», – считает Карлыгаш Еженова, главный редактор «Exclusive». В то же время она особо выделила: «Контрольно-запретительный характер нового законопроекта по СМИ идет в противоход модернизации сознания». «Обыватель от неконкурентоспособного архаичного контента уходит в соцсети. Государство тотально проигрывает информационный диалог. Его не слышит и не слушает самая продвинутая часть общества», – обрисовала ситуацию г-жа Еженова.

«Если в закон внесено более 50% поправок – нужно принимать новый закон», – напомнила действующую норму законодательства Тамара Калеева, ВРИО председателя «Союза журналистов Казахстана» (кстати, в день юбилейного МедиаКурултая стало известно, что суд удовлетворил ходатайство Сейтказы Матаева об условно-досрочном освобождении). «Нужно принимать новый закон – этот уже нелегитимный», – заявила г-жа Калеева.

Медиа-Курултай 2017

«Люди не беспросветно тупы, чтобы им в голову постоянно вбивать социальный оптимизм», – заметила Диана Окремова, директор Правового медиа-центра. Ее тезис родился в свете двух последовательных новостей, где в одной женщину судили за кражу мешка угля (государству нанесен материальный ущерб в размере 180 тенге), а в другой экс-министр купил квартиру в Европе за 60 млн. евро. Одной из целей государственного информационного заказа стабильно является «повышение социального оптимизма в обществе».

Если об утрате доверия к СМИ говорили многие участники Медиа-Курултая, то Ольга Абдрахманова из группы компаний «Верный Капитал» (в инвестиционном портфеле имеет и медийные активы), подарила термин «информационный трайбализм». Как «модернизацию общественного сознания» каждый человек понимает по-своему, так и информационный трайбализм в нашем сознании почему-то вызвал образ топ-10 получателей госинформзаказа. Ну, как говорится, не всем же зарабатывать деньги, кто-то должен их просто осваивать.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.