«Минсельхоз – одно из «наиболее скандальных и коррумпированных ведомств»

Сетевые СМИ о том поднимет ли команда Шукеева сельское хозяйство?

«Умирзак Шукеев назначен министром сельского хозяйства» — 15 декабря 2017 года Нурсултан НАЗАРБАЕВ назначил главу «Самрук-Казына» Умирзака ШУКЕЕВА заместителем премьер-министра – министром сельского хозяйства, сообщает пресс-служба Акорды.

«Поднимет ли команда Шукеева сельское хозяйство?» — Предшественники Шукеева на посту главы МСХ не раз вызывали жесткую критику со стороны парламентариев, Счетного комитета, фермерских объединений, а также президента страны.

шукеев

Политолог Данияр АШИМБАЕВ уверен, что новый министр вернет себе часть привычных кадров – Умирзак Естаевич игрок командный. Когда в 1997 году он ненадолго переходил из правительства в БТА Банк, команда потянулась за ним. Какая-то часть команды, сформированная из алматинских бизнесменов, поехала за ним в Костанай, затем она перешла в Астану. В дальнейшем команда поехала в Шымкент, а оттуда – в правительство. Из правительства она большей частью перешла в «Самрук-Казыну». При этом Шукеев, как первый вице-премьер до конца 2011 года, курировал в том числе и агропромышленный комплекс, в частности холдинг «КазАгро» и минсельхоз. В этих структурах были активно представлены члены его команды. Поскольку они заняли ключевые позиции, понятно, что сразу забрать их за собой в «Самрук» он возможности не имел…

Минсельхоз – отрасль для Шукеева не новая. Аграрными вопросами он занимался и в бытность акимом Костанайской и Южно-Казахстанских областей. Понятно, что кадры, отвечавшие за аграрный блок, тот же Мамытбеков, для Шукеева далеко не последние. Кто-то перешел за ним в «Самрук», кто-то до сих пор остается в системе минсельхоза и «КазАгро», кто-то ушел в частный бизнес или другие госорганы. Мне представляется, что, скорее всего, он возьмет за основу тот блок, который у него в сельском хозяйстве уже работал.

По словам Данияра Ашимбаева, минсельхоз – одно из «наиболее скандальных и коррумпированных ведомств». Скандалам, затрагивающим министерство от его главы до рядовых служащих, буквально нет числа, причем большинство из них связаны с движением финансовых средств.

Подытоживая, политолог отметил, что многие проблемы в сельском хозяйстве не решаются не то что годами, а десятилетиями.

Насколько при нерешаемых в принципе задачах можно наладить более-менее эффективную модель? Шукеев прагматичный управленец, не любящий скандалы, имеет опыт работы в этой сфере, и имеет команду, обладающую таким опытом – как положительным, так и отрицательным. В краткосрочной ситуации: кого он привлечет, какие сформулирует задачи, насколько сможет их решить, будет зависеть от самого Шукеева и его взаимодействия с администрацией президента и руководством правительства, — резюмировал Данияр Ашимбаев.

По мнению политолога Марата ШИБУТОВА, Шукееву и его команде – старой или новой – едва ли удастся кардинально реформировать МСХ, коль скоро не удалось реформировать фонд «Самрук-Казына» – У каждого министра свои трудности. Мамытбекова, конечно, подкосили земельные протесты, однако была и ключевая ошибка – недостатки в системе кормоводства. Необходимо было развивать эту отрасль, иначе как растить скот, если для него нет кормов? Кроме того, в бытность Мамытбекова министром МСХ на сельскохозяйственные районы обрушились паводки. Остро стояла и проблема зерновых холдингов, которую не удалось решить. Шукеев не только при курировании сельского хозяйства в правительстве, но и в должности акима Костанайской области работал с крупными зерновыми холдингами.

По словам Марата Шибутова, известный и широко освещаемый процесс под названием «трансформация «Самрук-Казыны» не дал ожидаемых результатов. «Это называется: затей реформы, чтобы во время них тебя не сняли. Потому что никто не хочет за чужие реформы отвечать. Не знаю, сможет ли Умирзак Шукеев добиться реформирования МСХ».

Репутация «крепкого хозяйственника» появилась у нового министра в те годы, когда он руководил Костанайской областью, отметил аналитик, но при нем «Самрук» лучше не стал». Между тем, перед министерством стоят огромные задачи.

«5 реформ, которые ждут от Шукеева фермеры» — Виктор АСЛАНОВ, руководитель исследовательского бюро «Зерновые и Масличные. Казахстан», считает, что в первую очередь новый министр сельского хозяйства должен распределить кредитную нагрузку для фермеров. Распределить так, чтобы они могли отдавать заемные средства не единым платежом, а в течение года.

Следующим шагом, по мнению Асланова, должно стать введение института добропорядочных землепользователей — К этим людям можно отнести тех, кто уже 20, а то и больше лет пользуются землей и ведут сельское хозяйство.

Также по мнению Виктора Асланова, в северных регионах Казахстана, где большинство людей занимаются сельским хозяйством, нужно внедрять сельхозфакультативы еще в школах. Не говоря уже о высшем образовании.

Нужны сельскому хозяйству Казахстана и научные разработки — Казахстан уже потихоньку проигрывает в аграрной науке другим странам. Особенно это касается экспорта зерна.

В животноводстве ощущается нехватка крупного рогатого скота. Об этом говорит Саят ЖЕТЫБАЕВ, заместитель главы крестьянского хозяйства «Байнур». По его словам, в Казахстан нужно завозить маточное поголовье скота.

Виктор АСЛАНОВ убежден, что все эти реформы Умирзак Шукеев вполне сможет воплотить: на своих предыдущих должностях он зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист — Лишь бы ему дали все это сделать.

Но политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ настроен более скептично. По его убеждению, те цели, которые озвучит в ближайшее время Шукеев, по большему счету останутся на уровне обещаний— Это зависит даже не от министерства. Проблема в том, что уровень поручений застаканивается уже на уровне низовых звеньев ведомств, а когда это доходит до акиматов –тут уже надо тушить свет. Сколько у нас уже было замечательных проектов в рамках государственных программ! И что мы видели в итоге? Элементарный распил государственного бюджета.

Юлия КИСТКИНА — «Шукеев вместо Мырзахметова: рокировка с непредсказуемыми последствиями» — Сельское хозяйство всегда было стратегически важной для Казахстана отраслью, на развитие и поддержание которой государство ежегодно выделяет баснословные суммы. Поэтому фигуре того, кто стоит у руля Минсельхоза, регулируя финансовые потоки, уделяется самое пристальное внимание. Недавно пост главы ведомства оставил Аскар МЫРЗАХМЕТОВ, а освободившееся место занял Умирзак ШУКЕЕВ…

Сделать аграрный сектор новым драйвером экономики страны теперь поручено Умирзаку Шукееву. С одной стороны, ему вполне под силу решить задачу, поставленную перед ним главой государства. Все-таки он обладает достаточной политической зрелостью и разнообразным опытом, наработанным на различных должностях. В плюс Умирзаку Естаевичу можно записать также присущую ему способность принимать взвешенные решения и идти на компромисс. Кроме того, он не раз доказывал, что умеет всесторонне рассматривать проблему (недаром эксперты говорили о наличии у него «макроэкономического угла зрения») и детально просчитывать ходы. А это безусловное подспорье на новой должности.

С другой стороны, итоги работы Умирзака Шукеева в Фонде национального благосостояния не внушают оптимизма. Можно ограничиться лишь несколькими фактами, чтобы убедиться в такой оценке. Например, несколько лет назад глава государства возмутился раздутыми штатами в ФНБ «Самрук-Казына» и призвал Умирзака Естаевича изо всех сил бороться с этой напастью. Но после этого штаты вовсе не сдулись, а, напротив, продолжали расти как на дрожжах. В 2009 году, задолго до отделения от «Самрук-Казыны» институтов развития, нашедших прописку в «Байтереке», и избавления фонда от непрофильных активов путем приватизации, общая численность персонала в группе компаний ФНБ составляла 260 тысяч человек…

Единственное, чем может подвести Шукеева такая команда, – так это стилем своей работы, который годами вырабатывался под руководством разных министров. На креативность с их стороны рассчитывать не приходится. Скорее, господа-товарищи будут плыть по течению в уже сформированном русле, склоняя к такому способу грести лапками и своего непосредственного начальника. Косвенно это подтверждают и первые шаги Умирзака Естаевича на посту министра сельского хозяйства. В частности, речь идет о решении дополнительно закупить у производителей зерна за счет бюджета два миллиона тонн пшеницы по «достойной цене» (которая, как отмечают эксперты, существенно выше рыночной), чтобы снять напряжение, сложившееся в аграрном секторе.

«Миллиарды из фонда социальных выплат — в убыточный холдинг» — Решение казахстанских властей выделить из фонда социального страхования деньги холдингу «КазАгро» вызывает недоумение среди некоторых экспертов. Экономисты сомневаются в рациональности передачи средств, собранных налогоплательщиками и предназначенных для социальных выплат, квазигосударственной компании, которая преследует коммерческий интерес и к тому же показывает крупные убытки.

Государственный фонд социального страхования (ГФСС) для казахстанцев — это своеобразная «заначка» размером в один триллион 200 миллиардов тенге (около четырех миллиардов долларов). В фонд стекаются пятипроцентные отчисления от дохода работающих казахстанцев. Из средств этого фонда государство оплачивает больничные листы, предоставляет компенсации семьям, потерявшим кормильца, социальные выплаты роженицам и пособия по уходу за малолетними детьми.

На днях стало известно, что на деньги фонда социального страхования решили закупать зерно у фермеров — через национальный управляющий холдинг «КазАгро», созданный государством для «стимулирования развития агропромышленного комплекса». Сейчас речь идет о выделении суммы в 60 миллиардов тенге (более 180 миллионов долларов) на приобретение облигаций «КазАгро». Вице-премьер Казахстана и по совместительству министр сельского хозяйства Умирзак ШУКЕЕВ пояснил, что решение было принято с согласия правительства и Нацбанка.

«Эти деньги будут использованы и возвращены, и абсолютно безопасно, — уверяет Умирзак Шукеев. — Часть средств ГФСС, не более 10 процентов, решено направлять на выкуп облигаций «КазАгро» для его коммерческой деятельности. В том числе — закупки зерна».

По словам Шукеева, на эти деньги планируется в первую очередь купить зерно для последующей его продажи. Вице-премьер, похоже, не видит проблемы в том, что холдинг выставлен на приватизацию, а в 2017 году понес убытки в размере той суммы, которую сейчас планирует получить из ГФСС. Шукеев заявил журналистам, что «лично гарантирует» возврат вложений.

«60 млрд для «КазАгро»: бедные люди спонсируют олигархов» — Между тем инвестицией это вложение вряд ли можно назвать. Политолог Марат ШИБУТОВ относит это скорее к помощи сельскому хозяйству. По его мнению, есть немало хороших инвестиционных инструментов, которые дают неплохую доходность. И сельское хозяйство Казахстана вряд ли можно к ним отнести. А если что-то пойдет не так, никто эти деньги не вернет, несмотря на заверения Шукеева — Есть ли обоснование вложения этих денег? Что значит «гарантирую лично»? Он же не из своего кармана эти деньги выдает.Вообще, у нас средства из таких структур, как ГФСС или ЕНПФ, вкладываются туда, куда правительство захочет, а не куда надо. По факту ни руководство ЕНПФ, ни руководство ГФСС нормально не могут вкладывать деньги — они зависимы от правительства. Это самая большая беда. В данном случае все решает политическая ответственность самого правительства. Раз оно приказывает это делать, пусть и возвращает, и обеспечивает доходность выше инфляции. Шибутов убежден, что правительство это делает ради спасения крупных зерновых холдингов на севере страны — Получается, у нас снова бедные люди спонсируют олигархов. А почему бы этим олигархам не продать свои дачи и яхты и не вложить самостоятельно деньги в свои же предприятия? А если они близки к банкротству, так давайте банкротить и сажать владельцев за растрату денег!

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.