Как много дум наводит он

О чём Пётр Своик не рассказал в мемуарах

Петр Владимирович Своик написал замечательную книгу воспоминаний. Она называется «Фрагменты истории власти и оппозиции в Казахстане, нанизанные на собственную жизнь». Что мне в первую очередь хочется сказать об этом произведении? В первую очередь мне хочется сказать, что мемуары Своика очень хороши по стилю. Многие страницы, например, те, где автор делится впечатлениями о поездке в Северную Корею – настоящая русская проза. Лёгкая, «вкусная» и глубокая.

Вы не поверите, но писать как сейчас Пётр Владимирович выучился уже в зрелые годы. В возрасте «ближе к пятидесяти». Так почти не бывает. Но я живой свидетель, мырзалар. Можно сказать, держал свечку. В 1990 году депутат Верховного Совета КазССР П.В.Своик приносил в «Казахстанскую правду» вполне кондовые тексты. Какие и должен писать инженер-энергетик. А уже в 1995-м выступал в «Караване» как профессиональный публицист хороших кровей.

Ребята из пресс-службы Назарбаева даже спрашивали у меня: «Это не ты за него пишешь?». Очень лестно было такое слушать.

Как именно он это сделал? Как научился? Переписывал от руки колонки Эдуарда Лимонова? Заучивал наизусть Александра Минкина? Я не знаю. Но просто Своик решил, что надо ему стать ещё и публицистом. Овладеть этой специальностью. Взял и выучился. Вот такой он человек.

Или представьте себе: 1997 год. Своик давно известен на весь Казахстан. За плечами – послужной список класса «А». Директор крупной ТЭЦ, потом депутат, и не рядовой, а председатель парламентского комитета. После этого – министр-оппозиционер. Председатель Государственного Антимонопольного комитета РК. А в девяносто седьмом Своик уже в отставке. Разоблачает коррумпированный режим. Пишет суровые набатные тексты. Их печатает всё та же беспощадная газета «Караван»…

Представили? А дальше такая картина маслом. Я в те годы как раз служил в «Караване» заместителем главного редактора. Отвечал в том числе за набатную публицистику. И вот мы созваниваемся с мятежным Своиком. Я приезжаю к нему домой на своей далеко не новой «Хонде». Забрать очередную статью и обсудить тему следующей. Своик, как договаривались, выходит из подъезда и садится ко мне в машину. Чтобы в квартире нас не подслушали. Мы же все были наивные. Не знали про направленные микрофоны. И между делом Своик говорит: «Да, такую машину я никогда не потяну. Но вот за три тысячи долларов можно что-то взять, как думаешь?».

Он, наверно, был один такой министр на весь СНГ. Будто приехал к нам на велосипеде из Голландии или Чехии.

Пётр Своик

Довольно долго теплилась надежда, что министров типа Своика в нашей Евразии станет больше. Что их будет хотя бы три. А потом десять. Однако постепенно надежда перестала теплиться. В том числе у самого Своика. Почему? Как это происходило? А вот почитайте «Фрагменты истории власти и оппозиции». Вам столько откроется! Так много мыслей разбудит у пытливого читателя эта книга!

Мечты и грёзы бескорыстных казахстанских оппозиционеров до-аблязовской и до-кажегельдинской поры выглядит из сегодняшнего дня трогательно наивными. Вы ведь ещё помните рассуждения Своика о том, что сам ход времени, сама сила вещей толкают Казахстан в демократическую сторону. Туда, где конкурентные выборы, разделение властей и ответственная социальная политика государства. И никак, мол, от этого веления времени не увернёшься.

Ещё лучше Своик разъяснял насчёт прогнившего режима. О! Как он разъяснял насчёт режима! Писал в 1995 году, что режиму остались считанные месяцы. До ужасного конца, ага-ага. Потом, в 1996-м, тоже считанные месяцы. И дальше опять считанные.

Откуда у бывшего директора ТЭЦ бралась такая уверенность? Сейчас расскажу. Я понял эти вещи позже, в нулевые, уже в Москве. Дело в том, что «технари», люди с научным складом ума и системными мозгами довольно часто считают, что они хорошо смогут разобраться и с гуманитарными вопросами. Лучше самих гуманитариев.

Нет, ну правда же. Если ты свободно ориентируешься в схемах включения вакуумных деаэраторов и проблемах двухступенчатого подогрева сетевой воды – что же, в проблемах разделения властей не разберёшься?

В российской столице до сих пор полно докторов технических и физико-математических наук с системными, отлично просчитанными программами переустройства нашей грешной действительности. Кстати, автор «альтернативной истории» Фоменко очень хороший математик. Блестящий.

А в Казахстане кое-кому из высоко, почти по-моцартовски одарённых технарей понадобился длинный путь разочарований и разбитых надежд, чтобы прийти к выводу: общественно-политическая жизнь нелинейна. Её не опишешь формулами. Аналоги процессов из физики или механики тут категорически не годятся… Те ни разу не выдающиеся люди, которые не штурмовали небо, а старались аккуратно и ловко, не ободрав локтей, вписаться в извивы нового времени, на финише добились в карьерном и материальном плане большего.

Ну так что же? Зато у Своика жизнь гораздо интересней! И теперь вот он, в свои бодрые семьдесят, по-прежнему полный сил и планов, чуть остыв от борьбы с режимом, талантливо рассказал нам про общественную жизнь Казахстана последних десятилетий. Без него все эти расклады и конфликты ушли бы в песок и поросли быльём. А теперь не уйдут. Разве это не здорово?

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.