Американские горки для малых

Почему в Казахстане малый бизнес никому не нужен

Урюпинск или Алматы?

На улицу Панфилова в Алматы придут раскрученные едальные бренды. Поселят их в примитивные киоски, сляпанные по чьему-то недалекому разумению.

Люди будут спотыкаться на их ступенях – о доступе для инвалидов опять как-то не подумали. Город для пешеходов – только активных, не обремененных особенностями в передвижениях.

Подростки будут толпиться перед витринами в пятиминутном ожидании очередного фастфудовского счастья. Семейным, с маленькими детьми, деловым, пожилым, романтически настроенным там нечего делать – ни присесть, ни согреться в прохладный, не говоря уж о том, когда мороз или дождь, вечер, ни вымыть руки, ни, пардон, посетить туалет. Бросьте свои буржуазные замашки!

Городская власть уже довольно потирает руки: деньги от благоустройства общественного пространства стремительным потоком потекут в бюджет.

Формально градоуправленцы все сделали правильно. Гламурную, но совершенно пустынную и как будто невостребованную в таком виде зону важно сделать магнитом для горожан и туристов. Нужно населить ее, наполнить влекущими ароматами, живыми звуками, аппетитными запахами. Решили построить пять киосков (а только недавно снесли самобытный цветочный базар на соседней улице), установили арендную плату в размере 200 тыс. тенге в месяц, провели аукцион, цена аренды повысилась до 1,3 млн. в среднем в месяц (значит, кто-то из счастливчиков будет платить меньше).

Но на деле приняли тривиальное решение. Гастрономической аутентичности, которая так дорога сердцу любого парижанина или мадридца, которая привлекает миллионов туристов в эти города, не будет. Оказавшись на улице Панфилова, турист сразу и не сориентируется, что он в Алматы, в Казахстане, все настолько заштатно – подобные перекусы, без излишеств, есть даже в любом урюпинске.

Обычный бизнес, пока имеющий возможности маштабироваться, никогда не появится в новой пешеходной зоне: он не способен нести такое арендное бремя, уже не говоря о выплате налогов и достижения какой-то мало-мальской рентабельности. Ему потребуется гораздо больше усилий, чтобы встать на ноги, стать устойчивым и, в конце концов, увеличить свой вклад в ВВП.

малый бизнес

О МСБ замолвите слово…

В правительстве — перманентный отчетно-оптимистический период.

Министр финансов Бахыт Султанов, выступая на расширенном заседании правительства, сообщил, что налоговые поступления в государственный бюджет начали расти.

Если в 2016 году их объем упал до 15,2% в структуре ВВП, то в прошлом году, по словам министра, «он уже значительно превысил 16%, в то время как в плане был заложен показатель в 15,8%».

На 2018 год поставлен план – увеличить налоговые сборы до 17%, а к 2025 году и того больше – до 25%. +

«Перед органами государственных доходов стоит задача повышения уровня доходов консолидированного бюджета к уровню ВВП до 25% к 2025 году. Дальнейшее увеличение сборов будет осуществляться за счет цифровизации налогового и таможенного администрирования. Реализация намеченных инициатив даст дополнительные поступления налоговых и таможенных платежей в сумме 6,5 трлн. тенге к 2025 году», — сказал Бахыт Султанов.

В прошлом году г-н Султанов уже хвалился тем, что растут поступления налогов с заработной платы, что несырьевые отрасли увеличили объем налоговых отчислений, что сокращается теневая экономика, что налогоплательщикам было направлено 85 тыс. уведомлений, и они добровольно доплатили 11 млрд. тенге в виде налогов. Интернет-газета ЗОНАКЗ писала о том, что профессиональные экономисты не смогли найти аналитическую связь между процессами, происходящими в экономике, с тем, о чем так воодушевленно рапортовал министр.

О вкладе малого и среднего бизнеса в ВВП вообще не говорят – ни на одном из уровней власти. Лишь считают «производное» – долю налоговых поступлений в ВВП. Эта классификация не подразумевает разделение статьи доходов на важные составные части, и общество остается в неведении: сколько налогов платят нефтяные компании? сколько поступлений обеспечивают предприятия казахстанских олигархов, состояние которых ранжируется Форбсом? Какую лепту в создание национального богатства вносят некрупный бизнес и простое население?

Малый чувствует себя неважно

В развитых странах, как известно, малый и средний бизнес обеспечивает от 40 до 90% ВВП. Там правительства всячески поддерживают сектор, понимая, что это фундамент для дальнейшего развития. Какую долю занимает МСБ в ВВП Казахстана – сложно понять. Доклады и отчеты глав различных ведомств, ответственных за развитие бизнеса, не содержат такой информации, и поэтому нет стратегических решений – увеличить значение МСБ в отечественной экономике.

Органы статистики тоже дают информацию дозировано. Например, сколько предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрировано и действует в стране. О, сколько здесь открытий чудных! В 2007 году юридических лиц малого предпринимательства было 55 865, в 2014-м – 74 829. А уже в 2015-м и 2016-м – 175 679 и 189 637 соответственно! Сразу рост более чем на 100 тыс.! Экономический бум? Отнюдь. Просто изменили критерий отнесения к субъектам МСП: решили считать не по доходам компаний, а только по среднегодовой численности занятых. А потом вообще стали публиковать количество не активных, а «действующих» субъектов, попросту говоря – в том числе просто зарегистрированных и существующих формально.

Но, как видим, на бумаге все хорошо. Предприятий так много, что министрам стало казаться, что бизнес вышел из «тени»…

Что касается вклада МСБ в ВВП, то удалось найти только один скудный документ на сайте Комитета по статистике, без комментариев и разъяснений. Если ему верить, то в 2006 году доля МСБ в ВВП составляла 9,8%. Затем она выросла в 2010 году до 20,6%, затем наметился нисходящий тренд, и в 2013 году эта доля опустилась до 16,7%. В 2016 году, однако, составила аж 26,8%.

Эти «качели» говорят о том, что стабильности в сегменте малых и средних предприятий нет. И хотя количество субъектов бизнеса неуклонно растет, их значение в экономике меняется то в большую, то в меньшую сторону.

То, что малый никогда не станет гигантом – это почти аксиома. И создание условий для малого бизнеса, даже в рамках проекта улицы Панфилова, есть задача власти.

Не нужно диверсифицировать экономику сверху. Из министерских и акимовских кабинетов это уже много лет не получается сделать. Бизнес все сделает сам. Только не создавайте тепличных условий для состоявшихся гигантов и не убивайте в зародыше самых маленьких, не дав им шанса на выживание…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.