Живем мы в своем Простоквашино, и в ус не дуем. Это мульт-кот считал, что для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. У него на эту блажь денег не было. А у нас деньги есть, бюджет словно резиновый. Поэтому сначала мы создадим что-нибудь ненужное, а потом выставим его на торги.
***
Казахстан взял ориентир на кратное уменьшение доли госсектора в экономике с нынешних 40-80% (по разным оценкам) – до 15%. Именно поэтому идет активная приватизация – распродаются многочисленные казенные предприятия, которых наплодили неисчислимое множество за последние 10 лет.
Но сокращать госсектор пока получается плохо.
Депутат мажилиса парламента Азат Перуашев привел любопытные данные. В прошлом году было продано 190 объектов и создано 134 новых! Продажа принесла 108 млрд. тенге, а сколько потрачено государственных средств на создание новых объектов – даже депутату неизвестно – это тайна за семью печатями.
«Что это за приватизация?!», — возмущается Азат Перуашев и предлагает ввести мораторий на создание новых субъектов квазисектора.
Замахнулся он и на социально-предпринимательские корпорации (СПК), которые, по его мнению, бизнесу ничем не помогают. Он уверен, что государство — плохой менеджер, что в экономике нужно усиливать рыночное начало.
А потому, по его мнению, СПК нужно приватизировать: «У нас сегодня по факту они работают как частные, потому что государству от этого выгоды немного, более того, даже миллиардные бонусы начисляют, зарплаты, премии и т.д. С этим тоже нужно разбираться. Если ты работаешь как квазигоссектор, то делай это на условиях, которые определяет государство, либо стань частной компанией».
***
Год назад топ-менеджеры ФНБ «Самрук-Казына» прокатились сначала в США, а потом заглянули на Лондонскую фондовую биржу, презентовав программу приватизации компаний, входящих в холдинг. Это был скорее акт проверки аппетита инвесторов, чем роуд-шоу. Во всяком случае, государственные деньги потрачены на авиаперелеты, отели, командировочные и аренду нужных помещений, а активы оставлены при себе. Какое роуд-шоу, если детали будущей продажи до сих пор не определены. И вообще, разговоров больше, чем реальных дел. Какая-то набившая всем оскомину болтология.
На днях мы выслушали очередную серию. Управляющий директор ФНБ Нурлан Рахметов опять пожонглировал в воздухе названиями госкомпаний, которые будут проданы – Казахтелеком, Казатомпром, Эйр Астана, КазМунайГаз, Самрук-Энерго, Казпочта, Казахстан темир жолы.
Онлайн-зрители этого действа – депутаты нижней палаты парламента – поняли только то, что, вероятно, уже в ближайшие месяцы будут проданы акции первых трех объектов. Но, судя по риторике управленца, и это не факт: конкретные сроки IPO не определены, стоимость компаний – задачка с тремя неизвестными…
***
Пятый год в Казахстане продолжается приватизация государственных объектов. Это уже не первый акт прощания с госсобственностью, но и этот опыт зиждется на ошибках, и их, кажется, стало еще больше. Самые главные из них – объекты продаются без должной подготовительной работы и адекватной оценки. Бенефициарами (выгодополучателями) становятся нужные люди, а бюджет получает от продажи жалкие крохи.
Сама процедура проведения торгов с дефектами. Депутат мажилиса парламента Шаймардан Нурумов предложил предусмотреть в законодательстве возможность продажи объектов единственному участнику первых торгов, желающему купить объект. Он утверждает, что чаще всего объекты продаются со вторых или с третьих торгов, когда стартовая цена снижается каждый раз на 50% и порой даже на 70% от предыдущей цены.
«Согласитесь, господходом это назвать трудно. От такой неэффективной приватизации создаются только потери для государства. На наш взгляд, разумно рассмотреть вопрос о необходимости продавать объекты на первых торгах с высокой ценой при наличии даже одного покупателя», — считает Шаймардан Нурумов.
У депутата есть вопросы и по оценке госимущества. В качестве примера он привел продажу Павлодарского областного диагностического центра, который был оценен в 557 млн. тенге, что гораздо ниже стоимости самого здания, земли и оборудования, а продан всего за 315 млн. тенге.
***
Общество не знает, сколько госсредств вкладывается в создание и содержание того или иного АО или ТОО (даже сама юридическая форма государственного предприятия в виде ТОО вызывает вопросы), какие экономические бенефиты они создают, сколько денег в виде налогов они приносят в бюджет, как распределяется прибыль и пр., пр. Уже не говоря о том, что в случае нерентабельности этих предприятий их следует тут же снять с государственного довольствия, отдать их функции в конкурентную среду, а чиновников, явно лоббирующих подобные прожекты и способствующих их созданию – строго наказывать.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.