Ковровые бомбардировки безумия в исполнении министерства образования и науки достигли поставленной цели. Самые большие разрушения в эпицентре – это семиклассники общеобразовательных школ Казахстана. Вообще-то вместе с ними на направлении главного удара оказались еще ученики 1, 2 и 5-ых классов. Но малыши начальной школы другой системы не знают, а пятиклассники находятся в общем вихре дезорганизации, поскольку перешли от одного учителя ко многим. Министр Ерлан Сагадиев в содеянном не раскаивается и обещает продолжать «реформу» образования, то есть играет на добивание.
Мольбы и стоны родителей и учителей, предложения экспертов остановить реформу, дабы школьники могли перевести дух, не оказывают на министерство образования должного воздействия. В общем, Минобр недаром называют посольством ада на Земле. По версии г-на Сагадиева, миллионы людей ничего не смыслят в образовании, и только он владеет истиной, из-за чего и продолжает гнуть избранную линию.
Главная жертва образовательной реформы на данном этапе семиклассники. СОРы (сумматитвное оценивание разделов) и СОЧи (суммативное оценивание четвертей) свалились на них в период гормонального взрыва, когда подростки стремительно взрослеют. Вдобавок учащиеся седьмых классов помнят вменяемую школьную программу периода обучения в 5-6 классах, а потому могут сравнивать меньшее и большее зло на личном опыте.
Новые механизмы преподавания и оценки знаний вводились кавалерийским наскоком под риторику снижения нагрузки, но в реальности с новой моделью она возросла кратно. По сравнению с предыдущими учебными годами четко видно, что у семиклассников выросли озлобленность и агрессивность. В том числе в отношениях с учителями. То есть школьники больше устают, у них резко упала успеваемость из-за несовершенной и неадекватной системы оценивания и усложнились контакты с учительским корпусом. Рост инвалидизации учеников просто чудовищный, поскольку организм на перегрузки и невротические реакции отвечает падением иммунитета и прочими вещами, позволяющими хотя бы на короткое время выходить из учебного процесса. Болезнь становится формой отдыха и разрядки. Медицинская статистика свидетельствует, что школьники в текущем учебном году болеют чаще, чем в прошлом.
Преподаватели, со своей стороны, получили «бонус» в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработные платы в системе образования как были на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и остались, однако трудиться теперь приходится гораздо больше. Хоть и принято считать, будто школьный учитель в Казахстане – это социальный неудачник и податься ему некуда, но текучка кадров последнего учебного года свидетельствует об обратном. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы менее худшей) доли, а как следствие, в школах растет дефицит штатных единиц.
«Кунделик» – это отдельная песня и тоже очень плакательная. Родителей заставляют лазить в «Кунделик» с непонятной целью, ибо задания и оценки там выставляют не всегда, с опозданием, а порой и на опережение. То есть ученик еще только будет писать СОР или СОЧ, а оценка будущим числом уже стоит. В пересчете на человеко-часы нагрузка на учителей получается адской, плюс в сжатые сроки. В связи с этим они физически не успевают проделывать предписанный им новыми требованиями объем работы, делают ошибки, халтурят. А еще есть сбои самой программы в связи с ее явным несовершенством, что является самостоятельным звеном общего хаоса.
Системное отсутствие системы обучения – центральное звено претензий к Ерлану Сагадиеву со стороны специалистов. В результате такой «методологии» детали становятся важнее базовых вещей, а база ушла из процесса обучения как таковая. Что характерно, подобная алогичность закреплена соответствующим пакетом документов. Все задает ГОСО (государственный стандарт образования). В соответствии с ним разрабатывается типовой учебный план, а уже на основе него – типовая рабочая программа. Опираясь на требования рабочей программы, пишутся и принимаются в работу учебники. Таким образом, раз Зинаида Сабитова разработала учебник «Русского языка» для 7 класса, где носителям языка он преподается как иностранный, значит, такими были государственные требования, установленные министерством.
Из семи знакомых семиклассников из разных школ Алматы двое учебник Сабитовой в глаза не видели. То есть школьные учителя преподают им русский язык по другим авторам. Естественно, что такое подвижничество на местах является незаконным и может продолжаться до первого серьезного наказания. Видимо, школьная администрация потворствует подобной практике от безысходности, понимая тупиковость общей ситуации и в душе надеясь на команду «реформе – СТОП!».
Все понимают, что система школьного образования и обучения должна меняться под требования времени. Однако меняться и деградировать – это принципиально разные вещи. Казахстану срочно нужна стратегия. Например, в ближайшее десятилетие исчезнут многие профессии из тех, которые сегодня являются востребованными. Но для правильного движения в нужном направлении нужно хотя бы примерно представлять ориентиры и маршруты к ним.
Прошлая модель образования в республике подвергалась критике совершенно обоснованно, однако она обладала хоть какой-то системностью и внутренней целостностью. Нынешнее же движение министра Сагадиева хаотическое, оно не дает эффекта и съедает ресурсы. Хищнически транжирится время – самый драгоценный ресурс современного общества. Одновременно с этим школьники теряют физическое и психическое здоровье, а избранная модель образования не в состоянии дать им целостную картину мира и целостное мировоззрение. Потому что она изначально построена на абсурде.
Наблюдая подобные вещи, невольно поверишь в теорию заговора. Если цель Ерлана Сагадиева – оглупление населения Казахстана и подрыв его конкурентоспособности, тогда все органично встает на свои места и очередные новые жертвы уже определены – учащиеся 3, 6, 8, 10 классов. Если же он работает на благо страны и ее населения – тогда ничего не сходится.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.