Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Казахстан-2018: «ужасные» банки и «неуд» премьеру» — Ситуация в казахстанском банковском секторе настолько напряжена, что даже, казалось бы, дежурное отчетное мероприятие — совещание по итогам деятельности Национального Банка за 2017 год 18 апреля – не обошлось без громких заявлений с политическим подтекстом. На этот раз президент НАЗАРБАЕВ назвал «ужасной» работу трех финансовых организаций — «ЭксимБанка», «Банка Астаны» и Qazaq Banki и потребовал от его акционеров вернуть средства. Означается ли это, что президент выписал банкам, их владельцам и стоящим за ними высокопоставленным чиновникам «волчий билет»? И кого имел в виду Назарбаев, когда потребовал «прекратить нажим на Национальный Банк»?
Ситуация с Qazaq Banki во многом идентична той, что сложилась в ноябре прошлого года вокруг другого проблемного казахстанского банка — RBK. Тогда известный казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ в интервью ИАЦ отметил, что «концентрация VIP-персон в RBK парализовала управленческую волю финансового руководства страны». Президенту не в первой поддерживать бюрократию в закулисной схватке между нею и олигархией – финансовой и бизнес-элитой. Пикантная деталь заключается в том, что зачастую их трудно отделить друг от друга. Так, среди акционеров Qazaq Banki числится Бахыт Ибрагим – зять действующего премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА.
Пакет акций банка принадлежит также Динмухамету Идрисову, списочнику Forbes.kz, занимающему 20 позицию в рейтинге богатейших и 19-ю в топе влиятельных бизнесменов страны, а также известному своими родственными связями со спикером Мажилиса Нурланом НИГМАТУЛИНЫМ. Помимо этого Идрисов является акционером банка RBK. До недавнего времени среди акционеров Qazaq Banki фигурировал также сын Нурлана Зайруллаевича Нурхан Нурланов.
Любопытно, что недавние публичные диалоги между спикером нижней палаты парламента и председателем Нацбанка РК Данияром Акишевым были построены в неприязненной тональности. К примеру, 11 апреля, во время презентации проекта закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Нигматулин отчитал главу финансового регулятора за отсутствие конкретики в выступлении и «лекционную» манеру подачи. Складывается впечатление, что эти «придирки» являются отголосками напряженных отношений между спикером и главой Нацбанка в другой плоскости.
Что касается «ЭксимБанка» и «Банка Астаны», то за этими финансовыми организациями стоит фигура Александра КЛЕБАНОВА, владеющего 31% акций АО «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания», которой в свою очередь принадлежит 23,83%-ный пакет акций «ЭксимБанка». Помимо этого, Клебанов является членом совета директоров «Банка Астаны».
Примечательно, что крупнейший акционер «Банка Астаны» Олжас ТОХТАРОВ в 2005-2006 гг. работал исполнительным директором в АО «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания», той самой, треть акций которой принадлежит Клебанову. Ключевым сегодня, пожалуй, является вопрос, какие оргвыводы будут сделаны на основе эскапад президента относительно «ужасного» менеджмента трех вышеуказанных банков. Разумеется, речь идет, прежде всего, о политических последствиях для действующего премьера Сагинтаева.
Алексей НИКОНОРОВ – «Банки по-разному отреагировали на критику Акорды» — Первым на критику отреагировал «Банк Астаны». Пресс-служба фининститута распространила сообщение, основной посыл которого – в банке дела идут хорошо и волноваться клиентам и партнерам не о чем.
«В преддверии размещения отчетности банка за I квартал 2018 года руководство Банка Астаны официально подтверждает, что банк стабильно выполняет все текущие обязательства перед клиентами, партнерами и кредиторами.
Банк полностью соответствует всем требованиям регулятора в части достаточности капитала, ликвидности и пруденциальных нормативов.
Подтверждением этому является отсутствие претензий по данным показателям со стороны регулятора — Национального Банка РК, а также подтверждение кредитного рейтинга банка на уровне «В-/В» в начале апреля 2018», — говорится в сообщении компании.
Qazaq Banki отреагировал на критику президента немногим позже, высказавшись в другом ключе. Тут признали, что некоторые показатели банка действительно стали хуже, и связали это с прежним руководством — «Ухудшение некоторых показателей банка стало прежде всего следствием некачественных кредитов, выданных в период 2013–2016 гг. во время управления банком лицами, которые были назначены Ертаевым Ж. Ж. и Ибрагим Б. Ж.
Основная часть приходится на заемщиков, непосредственно связанных с вышеуказанными лицами. В конце 2017 года на фоне событий с АО «Bank RBK», который также находился под управлением лиц, связанных с Ертаевым Ж. Ж., произошел отток ликвидности банка», — говорится в сообщении.
По словам пресс-службы банка, при нынешнем руководстве дела стали лучше: для поддержания устойчивости была проведена докапитализация на 16,6 млрд тенге и привлечена ликвидность в 120 млрд тенге — «В настоящее время АО «Qazaq Banki» обсуждает с Национальным Банком РК план мероприятий по оздоровлению банка, включая меры по очистке баланса финансового института от проблемных займов.
В том числе с привлечением к ответственности виновных лиц совместно с правоохранительными органами
Акционеры и руководство Qazaq Banki намерены привлечь ликвидность в объеме, достаточном для выполнения всех срочных обязательств перед клиентами в течение следующих месяцев».
В «Эксимбанке» на критику Нурсултана НАЗАРБАЕВА реагировать не стали – на сайте банка нет никаких комментариев. По данным Нацбанка, показатели работы «Эксимбанка» стабильны. Нет ни резких скачков, ни резких падений, хотя и прослеживается небольшая динамика на снижение объема кредитования и вкладов юрлиц. Физические лица у банка не в приоритете.
«От кого президент защищает Акишева?» — Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ заступился за главу Нацбанка Данияра АКИШЕВА и возмутился депутатами, которые зачастили вызывать главного банкира страны «на ковер». А в прошлом году президент защищал Акишева от «провокаторов» и журналистов.
Известный казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ высказал мнение о том, почему главу Нацбанка приходится так часто защищать – «Проблема в том, что у Акишева не хватает политического веса и авторитета. Финансовая ситуация сложная – есть проблема со средствами Нацфонда известная, есть проблема расходования средств Нацфонда, есть проблема качества банковских активов, есть проблема курсовой политики. Понятно, что каждая из этих проблем вызывает множество вопросов – и у населения, и у депутатов. И предлагаемые варианты мало кого устраивают.
Нацбанк пытается объяснить ситуацию, но говорит на таком языке, который никто не понимает. Была проблема с Bank RBK. Нацбанк на уровне официальных комментариев молчал. В последнее время рейтинговые агентства понизили рейтинги многих казахстанских банков – и комментариев Нацбанка не было. Когда он пытается разъяснить, это вызывает еще больше вопросов.
Нацбанк находится под известным давлением банковского лобби, которое у нас связано с политическим истеблишментом. Конечным бенефициаром многих банков являются фигуры не просто из частного сектора, но и из государственного сектора. Понятно, что есть определенное давление банкиров и правительства, и Нацбанк явно растерян. Одни требуют ответа, другие требуют денег.
Акишев — у президента, и президент его второй раз защищает от критики. А такие вещи не придают авторитета. Нацбанк находится в такой ситуации, когда он почти ни на что повлиять не может. Поскольку банковское лобби сильнее Нацбанка, решение ситуации с Нацфондом принимается не на уровне Нацбанка, колебания на мировых финансовых рынках, влияющие на курс тенге, от Нацбанка тем более не зависят. Нацбанк оказался заложником всего и всех».
Татьяна КИСЕЛЁВА — «Отток вкладов из «Банка Астаны» — результат паники» — «Банк Астаны» ввел временные ограничения на переводы и изъятия денежных средств. Ограничения будут действовать с 22 апреля по 2 мая 2018 года. Эти события — своего рода эхо критики президента. Он обвинил акционеров трех банков — «Эксимбанка», «Банка Астаны» и Qazaq Banki в плохой работе и предупредил, что государство не будет их «спасать».
По словам экономиста Асета НАУРЫЗБАЕВА, эта справедливая критика и вызвала панический отток вкладов. Но столько ликвидных активов в банке нет — «Вообще, на развитых рынках, в тех странах, где национальные банки занимаются развитием рынков, а не ходят через день жаловаться президенту на жизнь, существует инструментарий для быстрого превращения неликвидных активов в ликвидные. То есть банки могут заложить свой портфель, а регулятор взамен дает необходимый объем наличности.
Потом заложенный портфель банки выкупают. У нас, к сожалению, такие механизмы не работают. Банку остается только продавать свои кредиты, но если делать это в срочном порядке, то с большим дисконтом. Все зависит теперь от того, даст ли Нацбанк кредит банку, это сугубо его решение. Так что сейчас судьба «Банка Астаны» исключительно в руках Нацбанка».
Экономист Рустем ЖАНСЕИТОВ затрудняется прогнозировать, сколько продлится паника, связанная с «Банком Астаны». Вполне возможно, что если критическое число вкладчиков изымет свои деньги, для банка это чревато — «Вокруг Qazaq Banki такой нервозной ситуации пока не наблюдается. Думаю, это связано с тем, что он меньше работает с населением, да и объемы у него тоже поменьше. Хотя уже сегодня там произошли кое-какие кадровые изменения. Возможно, недовольство в отношении него связано с менеджментом. «Эксимбанк» тоже по большей части работает с юрлицами».
По его мнению, ситуация с «Банком Астаны» будет зависеть от дальнейшей реакции населения: если банк выстоит в ближайший месяц, испытание он пройдет. А если ситуация ухудшится, то вполне может дойти и до ликвидации.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.