Караганда. 23 мая. КазТАГ — Наиболее часто коррупционные сделки встречаются в Жамбылской и Мангистауской областях, указывается в обзоре Центра исследований «Сандж».
«Реже всего коррупционные сделки встречаются в Северо-Казахстанской области. Наиболее часто – в Жамбылской и Мангистауской областях. В 54% случаев инициатором являлся госслужащий, в 41% — предприниматель, в 5% — обе стороны. Опрос проводился в 14 областях и двух городах республиканского значения. Всего было опрошено 8219 субъектов бизнеса», — сообщил директор региональной палаты предпринимателей Ернар Кульпеисов на заседании комиссии при акимате Карагандинской области по вопросам предпринимательства в среду.
«Так как такие исследования проводятся ежегодно, мы сравнили 2017 год с 2016. Было отмечено, что число предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, увеличилось с 45% до 57% (рост на 12%). Также выросло число субъектов, кому коррупция помогает с 7% до 8%. Особенно высоко их число среди крестьянских хозяйств – 14%, а по секторам – в водоснабжении (17%), рекламных и типографских услугах – 14%, операциях с недвижимостью – 13%, транспортных и логистических – 12%», — уточнил Е.Кульпеисов.
По его словам, средний размер взятки снизился с Т94 тыс. до Т61 тыс., а объем коррупционных сделок снизился на 10% (с Т171 млрд до Т155 млрд).
Также было отмечено, что рост коррупции по сравнению с 2016 годом увеличился.
«За год увеличилась доля предпринимателей, сталкивающихся с коррупцией: на 12% тех, кому коррупция мешает и на 1%, кому она помогает. Было выявлено, что чем больше размер бизнеса, тем больше ему мешает коррупция. ТОО и крестьянско-фермерские хозяйства сталкиваются с ней на 5-7% чаще, чем ИП и АО. Но все же бизнес встраивается в коррупционные схемы – многим коррупция помогает: крестьянским хозяйствам чаще (14,4%), чем другим. На втором месте ИП (8,3%)», — сказал докладчик.
Кроме того, по словам Е.Кульпеисова, частота коррупционных схем увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
«Особенно ухудшилось состояние в Жамбылской, Мангистауской, Атырауской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях и г. Алматы. Коррупция захватила также восток, юго- и северо-восток страны. Чиновники чаще выступают инициаторами коррупционной сделки там, где крупнее бизнес: для АО – 70%, для КХ – 61%, для ТОО – 56%, для ИП – 53%. У ТОО самая высокая доля совместной инициативы – 6,6%. За год средний размер взятки снизился в 1,5 раза, но количество предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, выросло на 12%. Объем неформальных платежей оценивается для 2017 года в Т116-155 млрд, для 2016 – в Т128-171 млрд», — отметил Е.Кульпеисов.
При взаимодействии крестьянских хозяйств с государством инициаторами коррупции в 1,7 раза чаще становятся госслужащие.
В ходе исследования удалось выяснить, что за год на 7-8% выросло число указавших на различные причины коррупции. Особенно часто подталкивают к использованию коррупционных схем количество и невыполнимость требований и длительные сроки рассмотрения обращений. Часто коррупция используется, чтобы уйти от ответственности за нарушение. Причастность к коррупционным схемам становится для предпринимателя существенным конкурентным преимуществом: рост данной причины в 2,6 раза (с 5% до 13%), до 16% у ТОО, до 12% у ИП.
«В 2017 году, по сравнению с 2016 годом, эффективность работы акиматов выросла с 2,7 до 3,4 баллов. Разница особенно заметна в Астане, Мангистауской, Карагандинской и Акмолинской областях. Несколько упала оценка по сравнению с прошлым годом в Алматы и Южно-Казахстанской области. В регионах, где меньше коррупции, оценки эффективности акиматов выше. В частности, бизнес СКО лучше оценил работу своих акиматов, а оценка эффективности работы акиматов Жамбылской, Южно-Казахстанской, Атырауской областей и Алматы ниже. Для снижения коррупции самая важная роль отводится ужесточению наказания за коррупцию, повышению эффективности работы антикоррупционной службы», — заключил докладчик.