Малый еще не знает, что не вырастет никогда

Аналитики инвестиционного банка Halyk Finance Асан Курманбеков и Мурат Темирханов представили портрет малого и среднего бизнеса в Казахстане. И назвали системные ошибки, которые государство допускает – именно они тормозят развитие МСБ

Наброски портрета

Доля МСБ в экономике Казахстана достигает 26% от ВВП, повысившись с 21% от ВВП в 2010 году. По мировым меркам данный показатель находится на низком уровне, так как в странах ОЭСР МСБ формирует более половины ВВП страны. При этом в Казахстане сектор МСБ обеспечивает занятость 3,1 млн. человек, что составляет 37% от общего числа занятого населения.

Число малых и средних предприятий (без ИП и КФХ) на 1 000 жителей в Казахстане равно 12 и близко к их количеству в России, но серьезно отстает от показателя развивающихся и развитых стран, где данный показатель составляет 30 предприятий и выше.

Средних становится меньше

Качество статистики по МСБ находится на невысоком уровне, имеются противоречия на макроуровне, ограничены возможности межстрановых сопоставлений.

Смена критериев классификации МСБ по размеру предприятия в 2014 году значительно усложнила анализ динамики доли МСБ в ВВП, при этом мы отмечаем значительное снижение численности представителей среднего бизнеса. Как отмечают сами госорганы, пробелы в законодательстве приводят к дроблению, а не к укрупнению бизнеса.

Сокращающаяся доля средних предприятий в экономике, на наш взгляд, должна вызывать тревогу, так как данные предприятия в существенной мере представлены в обрабатывающей промышленности и могли бы способствовать модернизации экономики и служить источником качественной занятости.

Не ИП, а ВП – вынужденное предпринимательство

В условиях отсутствия возможности альтернативного трудоустройства, индивидуальное предпринимательство выступает как вынужденное предпринимательство, которое является низкоэффективным и направлено в первую очередь на обеспечение личных источников дохода. На селе, где меньше возможностей трудоустройства по найму, доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза выше, чем в городе – 16%, против 8%.

ип мсб

Где доминирует МСБ

Сектор услуг для МСБ является доминирующей сферой деятельности с долей в 75% от всего выпуска товаров и услуг, в то же время, данный сектор отличается низкой продуктивностью и, соответственно, невысокими доходами. К примеру, в целом по экономике производительность труда в сфере услуг в последние три года непрерывно падает.

Куда инвестируют малые

Малые предприятия выделяются высокой инвестиционной активностью, их инвестиции сопоставимы по размеру с инвестициями крупных предприятий, которые равны 8% от ВВП и значительно выше инвестиций средних предприятий, которые соответствуют только 1% от ВВП. С учетом того, что основная часть инвестиций крупных компаний ориентирована на сырьевой сектор, а малый бизнес преимущественно вкладывает в недвижимость, общее качество инвестиций в несырьевую экономику слабое.

Как МСБ поддерживает… банки

МСБ является основным заемщиком банков с долей в примерно 80% в кредитном бизнес-портфеле, однако данный результат связан с меньшей зависимостью крупного бизнеса от банковских кредитов и с их возможностями привлечения долевого и долгового финансирования на внешних и внутреннем рынках.

Несмотря на субсидирование номинальных процентных ставок для бизнеса государством, возможности предпринимателей по привлечению займов из-за высоких ставок были ограниченными. В сравнении с другими странами, номинальные ставки в Казахстане находились на высоком уровне и составляли 14% в 2017 году, реальная ставка по кредитам для бизнеса с учетом инфляции была выше 6%, что было ниже аналогичной ставки в России, но в два раза выше, чем на Украине, в Узбекистане и в Китае.

Какая производительность? О чем вы?

Сектор МСБ низкоэффективен и неконкурентен – производительность труда в МСБ на одного работника на 30% ниже от среднего уровня в экономике. Низкая производительность труда в МСБ в значительной мере объясняется включением в статистику индивидуальных предпринимателей, на которых вместе с работниками крестьянских и фермерских хозяйств приходится почти половина всех занятых в МСБ, тогда как они в сущности являются самозанятыми.

Господдержка убивает …

Поддержка МСБ государством охватывает лишь незначительную часть бизнеса, что ставит предпринимателей в неравные конкурентные условия. Высокая доля теневой экономики может указывать на неудовлетворительный бизнес климат в стране. При этом темпы роста МСБ лишь незначительно опережают рост экономики, что может говорить о слабой эффективности мер государства по развитию сектора частного бизнеса, а наличие господдержки лишь консервирует низкопроизводительную деятельность бизнеса.

Где «слабое звено»?

Слабое развитие малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, является отражением системных проблем экономики: перекос в сторону сырьевого сектора, высокая доля государства в экономике и распространенность коррупции, не в полной мере сформировавшаяся рыночная бизнес-среда, слабая активность самого бизнеса вследствие регуляторной нагрузки и теневой экономики, ограниченный доступ бизнеса к доступным кредитам, невысокие доходы населения. Также, не все меры господдержки МСБ являются эффективными ввиду нарушения рыночных принципов.

Данные проблемы, по нашему мнению, не дают малому и среднему бизнесу в полной мере реализовать свой потенциал и выступить в роли драйвера экономики, вследствие чего есть большие сомнения в достижимости озвученных целей государства по доведению доли МСБ в экономике до 35% и 50% соответственно в 2025 и 2050 годах.

Идеализация будущего

На наш взгляд, решение вышеперечисленных проблем посредством цифровизации, большей открытости экономики, роста урбанизации в сочетании с технологическим развитием, будет способствовать увеличению доходов населения и развитию МСБ. Бизнес в свою очередь должен повышать свою эффективность, конкурировать за деньги потребителей, а не надеяться на субсидии государства.

P.S. Между тем аналитическое агентство Finprom подготовило обзор ликвидированных малых юридических лиц. По его данным, за первый квартал 2018 года было ликвидировано 3,7 тыс. малых юрлиц, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года — 1,5 тыс. Основной отток малых предприятий приходится на сегмент розничной и оптовой торговли. В ТОП-3 антилидеров входят Алматы, Костанайская и Карагандинская области.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.